Какие меры поддержки малого бизнеса оказались наиболее востребованными во время пика пандемии?
У нас порядка 20% клиентов из нашего кредитного портфеля пришли за реструктуризациями. 180-дневными, какие-то по собственным программам оказались чуть более длинными. Прошло 180 дней, и мы видим, что у нас просрочка оказалась около 0.1-0.2%. То есть это всё в рамках тех моделей, которые мы используем. С начала 2020 года мы выросли в кредитном портфеле в малом бизнесе порядка 70%. Мы видим, что фактически, по крайней мере в нашем портфеле, малый бизнес шикарно пережил коронакризис, восстановление произошло очень сильное. Исходя из этого и других предпосылок, мы решили наращивать кредитный портфель и сейчас очень активно кредитуем. Что касается других форм поддержки, то мы отменили различные формы комиссий в эквайринге и отдельно у нас была опция работы. Мы сделали отдельные продукты для медицинской сферы. Это была индустрия, которую мы хотели поддержать в тот момент.
Какие банковские продукты можно назвать наиболее перспективными, учитывая их востребованность на рынке?
У нас кредитование именно малого бизнеса растет очень большими темпами – мы выросли на 70%. Такого темпа роста у нас не было лет 6. Думаю, что год закончим со 100%-м показателем роста. С точки зрения комиссионных продуктов у нас по сравнению с 2020 годом комиссионка выросла порядка 27% суммарно, если смотреть помесячную динамику. Мы видим по всему сегменту, что объемы выдаваемого лизинга растут очень сильно. Помимо этого, мы фактически уже за 9 месяцев этого года выдали в малом бизнесе то же количество гарантий, которое мы выдали за весь 2020 год. В целом, мы видим, что и потребность в гарантийных продуктах тоже очень высокая. Мы стараемся фокусироваться на отдельных индустриях. В отдельных нишах мы занимаем долю до 15% внутри России, что для нас как для банка, который занимает долю около 4% в регионах нашего присутствия – это хороший uplift с точки зрения доли рынка.
Какие дистанционные и цифровые варианты обслуживания клиентов, на ваш взгляд, имеют наибольшую перспективу?
Канал привлечения новых клиентов перешел из офлайна в онлайн. У нас внедрили сервисы как выездных сервисов, которые выезжают непосредственно к клиенту, так и возможность для клиента за счет банка приехать на такси в банк, бесплатно. Всё больше и больше будем уходить в дистанционный формат. У нас порядка 98% клиентов пользуются услугами Интернет-банка. Доля клиентов, которая пользуется мобильным банком, будет расти. Мы видим в последнее время, что малый бизнес начинает больше кредитовать, используя модели, похожие на физических лиц. Всё большее количество продуктов, которые основываются не на индивидуальном анализе, а в виде скоринга будет приходить от физических лиц к юридическим. Мы видим, что идет большой переход из офлайновых моделей бизнеса в онлайн, соответственно, сместится продуктовый ряд. Большее количество продуктов будет больше настроено на финансировании онлайн-бизнеса, на предоставление транзакционных услуг для онлайн-бизнеса. Мы смотрим и в этом направлении.