Даже в этом году промышленное производство в Петербурге росло гораздо быстрее, чем в целом по стране, отмечают в Смольном. В частности, за первые шесть месяцев 2023-го его индекс достиг показателя в 104,6%, на два с лишним пункта выше, чем в среднем по стране, а по итогам года может перевалить и за 105%. Основным драйвером такого роста стала обрабатывающая отрасль в самом широком смысле: это и производство одежды, и выпуск компьютеров и машинного оборудования, производство транспортных и лекарственных средств, а также готовых металлических изделий. Как отметил Алексей Зырянов, объем отгруженных товаров всех вышеупомянутых и других примкнувших к ним обрабатывающих производств составляет 71% всего объема отгрузки городской промышленности. За полгода в денежном выражении — это 1,8 триллиона рублей, а по итогам года эта сумма может увеличиться до 4 миллиардов. Впрочем, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Федоров столь оптимистичных планов Смольного не разделяет и даже прогнозирует существенное падение роста промышленного производства:
Гособоронзаказ, который продолжает расти, сейчас действительно является ключевым драйвером роста промышленности. Например, по оценкам министра обороны Сергея Шойгу в этом году по сравнению с прошлым он может увеличиться в полтора раза. Об этом глава ведомства говорил еще в прошлом ноябре. В Петербурге развитие военно-промышленного комплекса связано и с производством в других сферах: в частности, пищевых продуктов, фармацевтике или электронике, отмечают эксперты. Вторая отрасль, которой прочат лавры локомотива всей экономики, — это автопром. Несмотря на то, что производство автомобилей в городе по итогам прошлого года, по данным Петростата, упало на 92%, столь низкая база позволит показать существенный прирост. Если это произойдет, то наверняка за счет производства «АвтоВАЗа» на бывшем заводе Nissan, где уже начали серийно выпускать Lada X-Cross 5, а также оборонного завода «Алмаз-Антей», который теперь владеет мощностями Toyota в Шушарах и планирует наладить там выпуск электромобилей и грузовиков. Автоэксперт Дмитрий Попов отмечает, что после выраженного скачка с «низкой базы» в ближайшие два-три года ситуация с автомобильным производством может выйти на плато, а дальнейшее ее развитие будет зависеть от глобальных стратегических планов:
Добавим, что при всей позитивности картинки эксперты отмечают и существенные факторы, которые могут затормозить процесс. Во-первых, среди них называют банальное отсутствие свободных земельных участков под новые производства, а площадки ОЭЗ в Шушарах и на Парнасе будут запущены только через несколько лет. Второй фактор — нехватка кадров. По данным НН, в январе-июне 2023-го рынок труда в Северной столице и в СЗФО в целом отмечался острым их дефицитом: число активных резюме в промышленном секторе на одну вакансию не превышало трех вместо требуемых 7-8. В общей сложности на Северо-Западе сейчас не хватает 75 тысяч специалистов данной сферы.