По сравнению с ноябрем, в последний месяц 2024-го инфляция ускорилась почти на процент, о чем, впрочем, еще осенью предупреждали многие эксперты. В Центробанке основными причинами роста цен в Петербурге называют увеличение издержек производителей товаров, сокращение предложения в отдельных продовольственных и непродовольственных сегментах рынка. А также, разумеется, ослабление рубля. Лидером по подорожанию стали даже не сливочное масло и не картофель, о чем много и часто буквально трубили ретейлеры, а экскурсионные услуги — здесь цифры зашкаливают за 28%. Ненамного отстал и зарубежный туризм, подорожавший, по оценкам ЦБ, на четверть. И здесь основной причиной аналитики называют более высокий спрос на отдельные направления, из-за чего традиционное снижение цен на путевки с вылетом во второй половине января оказалось менее значительным, чем годом ранее. При этом коммерческий директор туристической компании «Вест Тревел» Сергей Хохлов называет ситуацию с ценами на туры «катастрофической»:

Что касается продовольственного рынка, то здесь пальму первенства, конечно, уверенно удерживает сливочное масло, подорожавшее почти на треть. Объяснить эту ситуацию разные эксперты пытались и высокими наценками розничных магазинов — до 70%, и уменьшением поголовья молочных коров, и даже возросшими доходами населения, которое стало чаще позволять себе такой деликатес. Этот тезис, кстати, высказали не где-то, а в Минсельхозе — еще в начале ноября глава ведомства Оксана Лут назвала ситуацию «временным дисбалансом» на рынке, однако, время идет, а масло все не дешевеет. Что касается картофеля, который получает почетное «серебро» в рейтинге самых быстро дорожающих продуктов, то здесь все дело в неурожае российских производителей, а также сокращении импортных поставок. Другая плодоовощная продукция, которая в принципе отличается повышенной волатильностью, росла в цене из-за все тех же стремящихся ввысь затрат на оплату труда, логистику, а также отопление и освещение теплиц. Официальные данные ЦБ говорят об увеличении показателей в этом сегменте примерно на 22%. О том, насколько эти цифры сопоставимы с реальностью, говорит управляющий Центром фермерской торговли «Озерки» Павел Краев:

Добавим, что непродовольственные товары дорожали в декабре не так активно, как продовольственные — всего на 7,5% против 11%. Однако, и в этом сегменте есть лидеры по переписыванию ценников: по данным ЦБ, первую тройку составили топливо (на 11,4%), медицинская продукция (10,4%), а также косметика (9,1%).