Как следствие, бизнесу разрешат не возвращать плату при отказе от бронирования или досрочном выезде из номера.
Инициативу участников рынка, по данным «Известий», поддержали Роспотребнадзор и Ростуризм. Эксперты отмечают, что формально и сейчас гостиницы предлагают номера по невозвратным тарифам. На онлайн-сервисах бронирования они стоят примерно на треть дешевле. Другое дело, что несмотря на особые условия клиент все равно вправе получить компенсацию.
Генеральный менеджер отеля «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Центр-Вест Пушкин» Яков Адамов В тарифной сетке есть так называемый advanced purchase или невозвратный тариф раннего бронирования. Сейчас в меньшей степени, потому что скидка за невозвратный тариф в сегодняшней ситуации не перекрывает людям риски и страхи, которые есть ввиду пандемической ситуации. До пандемии отлично работала. Это общемировая практика и в России она работала. Да, там есть условия закона о защите прав потребителей, и гражданского кодекса и так далее, но люди же понимают: бронируешь – получаешь определенную выгоду. Закрепят законодательно – хорошо, но к снижению цен это не приведет. Почему оно должно привести, если оно уже работает?
Противоположное мнение у председателя петербургской организации потребителей «Общественный контроль» Всеволода Вишневецкого. По его словам, это прямой удар по правам потребителей, которые в случае непредвиденных обстоятельств останутся без защиты.
Председатель петербургской организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий Человек может заболеть, у него могут измениться планы, измениться жизненные обстоятельства, а он уже забронировал отель и ему нужно отказаться или перенести это бронирование, а бронирование невозвратное. Я, конечно, понимаю из-за чего все эти меры предпринимаются. Наверное, потребителю надо быть более внимательным при заказе таких услуг. Отель должен предоставлять полную и достоверную информацию на своих ресурсах. И если, например, эта информация будет предоставлена неполностью или с искажениями, тогда даже при наличии невозвратного тарифа потребитель сможет доказать нарушение своих прав и вернуть эти деньги. В любом случае, меры, которые принимаются по защите бизнеса, однозначно ударяют по правам потребителя.
Тем не менее, отели часто становятся мишенью так называемых «потребительских экстремистов». В сети можно найти с десяток сайтов неких юридических консультантов, которые за комиссию обещают помочь вернуть деньги за не устроившие клиентов услуги. Об этом же, к слову, говорили специалисты в 2019 году, когда впервые хотели закрепить невозвратные тарифы в законе. Тогда, впрочем, предложение не нашло поддержки депутатов Госдумы.