Во втором квартале число вновь созданных компаний на рынке общепита выросло на 25% год к году, в то время как с января по март наблюдалось заметное снижение.
Во втором квартале число вновь созданных компаний на рынке общепита выросло на 25% год к году, в то время как с января по март наблюдалось заметное снижение. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные «Контур.Фокус». Причем показателен пример Петербурга, где число новых заведений в гастрономическом кластере – на улицах Рубинштейна, Жуковского, Некрасова и Маяковского – увеличилось вообще в четыре раза, отмечают в NF Group.
После заметного сокращения рынок общепита начал восстановление, утверждают аналитики. Если говорить в натуральном выражении, то ситуация следующая: во втором квартале число новых юрлиц увеличилось до 13 тысяч, при этом в первом квартале, наоборот, число компаний в данном сегменте сократилось на 11% до 7,5 тысячи. Не стоит обольщаться: новые юридические лица – не значит новые рестораны, отмечает управляющая гастро-хабом «Фонтанка, 69» Мария Прохорова.
Управляющая гастро-хабом «Фонтанка, 69» Мария Прохорова Достаточно много заведений расширяют направления деятельности. Кто-то идет в кейтеринг, кто-то идет в обслуживание туристов, открывая новые юрлица на базе того, что есть. Кто-то уходит в доставку. С моей точки зрения, это новые подразделения. Тем не менее, по моему мнению, количество новых заведений точно увеличилось примерно на 20%. Я имею в виду, в том числе бары и рестораны.
Позитивную статистику можно объяснить и пресловутым эффектом низкой базы – на рынок выходят проекты, которые «замерли» либо из-за пандемии, либо из-за частичной мобилизации. Рассуждает ресторатор Павел Штейнлухт.
Ресторатор Павел Штейнлухт В течение долгого времени (это и пандемия, и начало СВО) бизнес летел вниз, все закрывалось, умирало, люди в огромной массе уезжали и так далее. Но сейчас те, кто понял, что остаются здесь, решили, что нет смысла бездействовать, надо что-то делать. Я еще не знаю, что сейчас будет с экономической ситуацией, потому что рубль показывает очередное пике. Недавно для меня появился новый термин. Я общаюсь с достаточно крупным инвестором, который входит в различные проекты, в том числе в проекты общественного питания. Новый термин звучит так – «страновые риски». «Страновые риски» для меня, в первую очередь, это те сюрпризы, которые нам подбрасывают власть имущие, потому что я не могу вспомнить, когда принимались законы для поддержки. Каждый раз это запрет – в той или иной форме.
Одна из недавних инициатив, которая явно ухудшает инвестиционный климат, – это полный запрет на продажу алкоголя в заведениях общепита, расположенных в жилых домах. Также в Госдуме обсуждают предложение наделить регионы правом устанавливать дополнительные ограничения по времени, условиям и местам розничной продажи алкоголя в кафе и ресторанах. Продолжает организатор Союза независимых рестораторов Петербурга Александр Романенко.
Организатор Союза независимых рестораторов Петербурга Александр Романенко Общий контекст – крайне негативный. Второй момент. Если посмотреть, то законы принимаются, в основном, против общепита. Я пока что в Российской Федерации не увидел ни одного депутата, который предлагает запретить федеральные сетевые алкодискаунтеры, которые расположены в каждом жилом доме. Этого нет. А общепит, простите, мочат. Во всех этих законах и во всех этих веяниях, которые сейчас пошли в сторону общепита, усматривается, честно говоря, какой-то передел рынка. Конечно, в такой ситуации никто вкладывать деньги не захочет. Может быть, крупные компании, крупные сетевики, у которых 50 и более ресторанов, как-то и найдут себе какую-нибудь площадку в нежилом доме. А что касается малого общепита, малого бизнеса, это только жилая недвижка в нашем городе да и во всей стране. Здесь, честно говоря, без денег останутся не только владельцы баров, кафе и ресторанов, без денег останутся еще и владельцы недвижимости.
Однако, есть и позитивные тенденции. Например, сейчас активизировались предприниматели, намеривающиеся открыть заведения по франшизе, приводит «КоммерсантЪ» мнение эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской. По ее данным, спрос на такие проекты в январе-июне увеличился на 26% год к году, причем как в сегменте фастфуда, так и полноформатных ресторанов. Рассуждает основатель стритфуда «КурКрыло» Аркадий Павловский.
Основатель стритфуда «КурКрыло» Аркадий Павловский Многие другие варианты инвестирования, например, в недвижимость и прочее, сейчас пользуются меньшей популярностью из-за более низкого дохода и, соответственно, люди начинают искать более приемлемые варианты. Один из них — это как раз франшиза в общепите. За последние три года из-за всех потрясений в мире все дорожает: даже отечественное оборудование и продукты, поэтому вход увеличивается примерно на 20% в год. В нашем сегменте, если раньше можно было открываться за 3,5 миллиона, то сейчас, наверное. уже ближе к пяти. Конечно, есть более крупные игроки, где вход в их проект исчисляется десятками миллионов рублей. Вырастают арендные ставки, дорожает оборудование, строительные материалы, растет заработная плата сотрудников.
В продолжение темы инвестклимата невозможно не упомянуть еще две инициативы. Депутаты Госдумы обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить предприятия быстрого питания и нестационарные точки в связи с участившимися отравлениями. Ранее в Союзе потребителей России призвали вернуть плановые проверки заведений общепита, несмотря на то, что мораторий на проверки МСП действует в течение всего 2023 года.