В Госдуме предложили запретить возбуждение административных и уголовных дел за посты в соцсетях, если срок давности по статье истек. С инициативой, как пишет портал NEWS.ru, выступил вице-спикер нижней палаты парламента Владислав Даванков. По его словам, сегодня возможность посадить человека за старые тексты является инструментом сведения личных счетов с гражданами.
Владислав Даванков справедливо отмечает, что за несколько лет человек может несколько раз поменять свою позицию по тому или иному вопросу, поэтому нельзя наказывать его за старое мнение. Сейчас комментарий даже двухлетней давности может считаться длящимся нарушением. Хотя человек про него забыл, и вполне мог изменить свою позицию по этому поводу. Законопроект, который депутат Госдумы направил на заключение в правительство, и призван защитить людей от ответственности за старые записи в соцсетях. Член комиссии по правам человека Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Андрей Федорков инициативу поддерживает, однако сомневается в ее реализации, поскольку тренд последнего времени связан, напротив, с ужесточением наказания:
Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков считает, что срок давности по административным статьям должен быть такой же, как при совершении правонарушения в реальной жизни: не более двух-трех месяцев. Действительно, человек мог десять лет назад написать пост или комментарий в соцсетях, но спустя время либо сам передумал, либо изменил позицию под влиянием новых событий или принятых законов. Тем не менее, как говорится, «Интернет все помнит», то есть существует риск получить штраф или попасть в тюрьму. Рассуждает бывший депутат Законодательного собрания Петербурга, ответственный секретарь Правозащитного совета Наталия Евдокимова:
Приведем любопытную ретроспективу. В 2018 году председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев в связи с ростом числа дел об экстремизме в соцсетях заявил, что судьи провели аналитическую работу и приняли соответствующее постановление. Суть его сводилась к тому, что на ранней стадии рассмотрения дела, когда гражданин имеет право на обжалование постановления о возбуждении, Верховный суд дал указание судам проверять — есть ли вообще состав преступления или нет. И, если прямой умысел на совершение преступления по статье 282 УК РФ отсутствует, необходимо прекращать дело и не вести, как подчеркнул Лебедев, «бессмысленное расследование».