Мелким взяточникам, согласно законопроекту, может грозить лишение свободы до двух лет. По действующему закону — максимум год. Если мздоимством занимается организованная группа, то максимальный срок может вырасти до трех лет. В этой категории, по мнению парламентариев, должны находиться преподаватели вузов, поставившие на поток платные зачеты в университете, врачи, организовавшие торговлю больничными, сотрудники ГИБДД и прочие госслужащие. Для граждан, пытающихся решить вопрос на месте, санкции останутся прежними. Мнение руководителя практики трудового права юридической компании «Варшавский и партнеры» Михаила Германа:
Стоит отметить, что за прошлый год за мелкое взяточничество до 10 000 рублей было осуждено менее 2 000 человек, а за попытку дать или получить взятку до 50 000 рублей — около 2 500 граждан. В масштабах страны, по словам юристов, это ничтожные цифры. Самих же случаев коррупции, очевидно, в десятки, а то и сотни раз больше. Так или иначе глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев ранее заявил, что поставленные на поток поборы с населения представляют не меньшую общественную опасность, чем коррупция в крупном размере. Другое дело, что власть имущие смотрят не в ту сторону, — рассуждает глава фракции КПРФ в Заксобрании Петербурга Роман Кононенко:
К слову, недавно городской ЗакС в первом чтении принял законопроект, который прописывает кого, когда и как должны уведомлять чиновники и депутаты, если их склоняют к коррупции. Инициатива вызвала бурную дискуссию среди парламентариев. Народные избранники, например, задались вопросом, будет ли считаться коррупционным правонарушением, если мать просит депутата устроить ребенка в детский сад вне очереди или пенсионерка призывает заменить ей плиту на кухне в обмен на предвыборную агитацию среди друзей и знакомых.