К концу 2023 года средний размер займа на покупку автомобиля в Петербурге превысил 1,7 миллиона рублей, подсчитали в аналитическом центре «Автомаркетолог». По сравнению с январем, это больше почти на 300 000 рублей. Впрочем, в Объединенном кредитном бюро в конце января поделились несколько иными данными: чуть более 38 000 кредитов на покупку авто или 68 миллиардов в рублевом эквиваленте. Тем не менее тенденция, несмотря на небольшие расхождения в цифрах, налицо. При этом средняя стоимость автомобиля, который петербуржцы брали в кредит, по разным оценкам, находилась на уровне 2,5 миллиона. Это почти на 10% выше, чем в 2022-м. Такой рост среднего чека некоторые эксперты связывают, в том числе, со смещением спроса на автокредиты в пользу вторичного рынка. Однако, аналитики рынка отмечают высокий спрос на займы вне зависимости от стоимости кредита. При том, что средняя ставка сейчас варьируется на уровне от 15 до 35%. Более того, предстоящей весной, по оценкам специалистов, вполне можно ожидать всплеска интереса к приобретению автомобилей, в том числе, и в кредит, поскольку продавцы будут максимально мотивировать к покупке рассказами про очередное скорое подорожание. Перспективы рынка комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Стабилизацию рынка автокредитования в 2023 году и увеличение числа выдачи таких займов эксперты связывают не только с «низкой базой» 2022-го, но и с продлением льготных программ. Напомним, что после многочисленных обсуждений об актуальности такого решения, их все же пролонгировали на срок до 2026 года. Из федерального бюджета на субсидирование выделено 65 миллиардов рублей, и в Минпромторге убеждены, что за три ближайших года такая мера позволит продать более 330 000 автомобилей. Однако, есть нюансы. Льготы, как напоминает «Деловой Петербург», распространяются только на новые отечественные машины и собранный в Тульской области китайский Haval. Да и получить кредит с базовой скидкой в 20% смогут далеко не все, а лишь бюджетники, военнослужащие, семьи с детьми до 18 лет, а также те, кто приобретают любой автомобиль впервые. Впрочем, с учетом того, что Lada и Haval возглавили топ самых продаваемых в прошлом году в Петербурге автомобилей, а альтернатив им пока так и не предвидится, рынок кредитования действительно может еще подрасти. Однако, директор по продажам дилерского центра Haval Лахта Андрей Шепелев убежден, что для увеличения эффективности действие программ льготного кредитования необходимо расширять:
Добавим, что из-за высоких ставок и стоимости автомобилей некоторые банки, как отмечают эксперты, предлагают клиентам не профильные продукты, а классические потребкредиты под залог автомобиля. По оценке НБКИ, в декабре 2023-го было выдано более 10 000 таких займов почти на 15 миллиардов рублей. В большей степени такое кредитование актуально для автомобилей с пробегом, а также для иномарок, ввезенных по параллельному импорту. Кстати, таким способом, по данным аналитиков «Автомаркетолога», чаще всего в 2023-м в Россию привозили Toyota, Hyundai и Kia.