В общей сложности, в 2023-м потребители написали в РПН более 30 тысяч обращений. Чаще всего внимание было приковано сфере торговли, в том числе дистанционной, в том числе на маркетплейсах. Жители жаловались на некачественную бытовую и компьютерную технику, мебель и одежду, а также на факты несоответствия стоимости товара на ценнике и во время его пробития на кассе. При заказах через интернет претензии покупателей также возникали по поводу изменения продавцами цены в одностороннем порядке, кроме того, ощутимое число жалоб связано с нарушениями сроков доставки или с отказами в возврате товара. Что касается сферы услуг, то тут чаще всего петербуржцы обращались в надзорное ведомство из-за включения лишней платы в квитанции ЖКХ, изменений тарифов мобильных операторов и навязывания банковских услуг. При этом, из-за моратория на проверки, Роспотребнадзор мог вести с нарушителями в основном лишь профилактическую работу или же отстаивать права пострадавших уже в суде. И в результате таких разбирательств вернул петербуржцам внушительную сумму, рассказала в рамках пресс-конференции в ТАСС начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Петербургу Марина Урванцева:
При этом в городском комитете финансов убеждены, что реже сталкиваться с нарушением своих прав петербуржцам поможет повышение их финансовой грамотности. По результатам исследования комитета, жители города в этом аспекте показывают лучшие результаты по сравнению с данными в среднем по стране. Впрочем, своими данными своеобразного «финансового зачета» поделились и в Банке России: по его результатам для многих петербуржцев остаются не до конца понятными не только довольно сложные темы налогообложения или инвестиций, но даже базовые истории с пенсиями или защитой своих потребительских прав. При этом, те, кто знают теорию, не всегда могут применить ее на практике. Проблему комментирует начальник отдела финансовой грамотности Северо-Западного главного управления Банка России Ирина Дедок:
Добавим, что на этой неделе за права потребителей Северной столицы вступились в Госдуме. Депутат Михаил Романов обратился в Роспотребнадзор и ФАС с просьбой проверить на возможный сговор местных автостраховщиков, которые, по словам парламентария, не хотят продавать автомобилистам краткосрочные автомобильные полисы ОСАГО. Официальных ответов от ведомств на запрос депутата пока не поступило. А еще в декабре Романов обращался в генпрокуратуру с просьбой проверить законность запретов для жителей многоквартирных домов на смену управляющей компании.