Исторический квартал в центре Петербурга в районе «Галереи» могут снести целиком ради строительства ВСМ. Смольный готовится выносить вопрос на обсуждение Совете по сохранению культурного наследия. Эксперты рассказали Business FM Петербург о том, целесообразно ли строить новый вокзал на Лиговском проспекте и к чему могут привести поспешно принятые решения. Подробности – в материале Максима Тихонова.
Ради строительства вокзала для высокоскоростной железнодорожной магистрали в Петербурге могут снести исторический квартал. Речь идет о территории Кокоревских складов на Лиговском проспекте – на их месте по планам РЖД может появиться новый вокзал. Вопрос, по информации Делового Петербурга, власти намерены вынести на обсуждение в Совете по сохранению культурного наследия. Что примечательно, ранее в Смольном предполагали, что масштабное строительство затронет лишь часть площадки, но вероятно концепция изменилась. Интересно будет увидеть обоснование, - отмечает руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн:
Руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн Можно сравнить все это с московским проектом: там это целый отдельный вокзал, огромная территория отводится. Так что, я думаю, это значимая вещь. Сегодня Московский вокзал, по-моему, достаточно неудобный, так что все равно этот узел требует серьезной перестройки. Следующий вопрос: как и за счет чего. Насчет квартала: там реально четыре склада очень хороших, действительно представляющих ценность. Что-то придется сносить, двигать, перемещать. Просто если ВСМ бросать где-нибудь в Купчино, а потом два часа ехать – это тоже довольно смешно.
Другое дело, что о будущем самого проекта ВСМ поступают довольно противоречивые сведения. На прошлой неделе некоторые СМИ, после заявления вице-премьера Марата Хуснуллина о корректировке планов, предположили, что строительство может не состояться вовсе или, по крайней мере, сдвинуться на неопределенный срок. Глава Минтранса Виталий Савельев, в свою очередь, напомнил, что на железнодорожной ветке из Москвы в Петербург существует как пассажирское, так и грузовое движение, поэтому необходимо оценить целесообразность прокладки новой магистрали. Мнение депутата ЗакСобрания Бориса Вишневского:
Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский Мне кажется, что городить огород не стоит, надо сперва семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Я хочу напомнить старую историю с другой высокоскоростной магистралью железнодорожной, ради которой, помните когда-то у нас, организовали «самую дорогую яму в мире» и тоже, кстати сказать, снесли исторические здания, там, где сейчас торговый комплекс «Галерея» находится. На этом деле были потеряны огромные деньги и время. Много лет было непонятно, что с этим делать, пока «Галерея» там, наконец, не появилась. Проект погиб – и все потому, что сначала начали делать, а потом думать.
Напомним, что план строительства ВСМ был согласован в начале августа 2021 года. Строительство магистрали, если оно все-таки состоится, планируют совместить с параллельной реконструкцией станций и обновлением путевой инфраструктуры. Стоимость проекта в Минтрансе предварительно оценили почти в 2 трлн рублей.