В Госдуме раскритиковали законопроект Минстроя, согласно которому собственникам квартир в жилых комплексах придётся отвечать за содержание и ремонт дорог, а также социальной инфраструктуры внутри ЖК. Кроме того, документ позволяет снабжающим компаниям устанавливать тарифы практически произвольно.
Согласно заключению комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан, с которым ознакомился «КоммерсантЪ», в документе есть «ряд существенных недоработок». Например, говорится, что принятие законопроекта в текущей версии, в большей степени дублирующей нормы Гражданского и Жилищного кодексов, может привести к проблемам в правоприменительной практике. Дело в том, что в проекте «не определен отдельно специфический предмет регулирования». Против документа выступает и адвокат Владимир Малашин.
Адвокат Владимир Малашин Есть статья 210 ГК «Бремя содержания имущества». Это бремя несет сам собственник. Если земля находится в собственности многоквартирного дома, то есть собственников, то они полностью несут ответственность и содержат данный земельный участок. Если земля находится в собственности государства, то, соответственно, государство должно полностью нести бремя содержания имущества. На сегодняшний день чувствуется лоббирование законопроектов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Один из примеров - проблема по вывозу мусора, тарифы, которые есть в Санкт-Петербурге. Сложилась парадоксальная ситуация, когда ресурсоснабжающая организация, которая отвечает за вывоз мусора, получает денежные средства по тарифам. При этом, фактически, получает деньги за воздух - вывозят два раза в неделю, а получают деньги, как будто они вывозят данный мусор ежедневно.
В законопроекте Минстроя предлагается считать жилым комплексом совокупность любых земельных участков. При этом, в заключении комиссии Госдумы говорится о неясности: распространяются ли на местные власти обязанности по обеспечению жильцов коммунальной, социальной и дорожно-транспортной инфраструктурой. Рассуждает генеральный директор компании «Петрополь» Марк Лернер.
Генеральный директор компании «Петрополь» Марк Лернер Очень много белых пятен и пробелов связано с неким «общим имуществом»: проезды, объекты социальной инфраструктуры. А кто эксплуатирует, на чьем балансе ремонты и прочее? Поэтому, безусловно, этот вопрос более чем актуален. При этом, если говорить, что застройщики являются бенефициарами тех изменений законодательства, которые Минстрой вносит, то тоже не факт. У нас принято всех собак вешать на застройщиков. Очень бы хотелось, чтобы мнение застройщиков было услышано и были проведены всевозможные консультации. То, что я вижу: прослеживается очередная попытка государства «спихнуть» решение этого вопроса на граждан и застройщиков: вот куда-то туда, там и разбирайтесь, собирайте собрание, или пусть застройщик тянет эту лямку.
С точки зрения думской комиссии, у правительственного законопроекта есть ещё одно «уязвимое» место: в документе не доработан порядок признания жилыми комплексами малоэтажных домов и коттеджей. Для этого требуется провести общее собрание собственников, однако на практике реализовать это весьма проблематично.