Максим Тихонов: В 2022 году все производители мебели столкнулись с рядом серьёзных проблем. Ключевая, конечно, сокращение поставок фурнитуры из западных стран, среди которых Германия, Италия, Испания и так далее. Подорожали и материалы в среднем на 50%. Если мы говорим по дню сегодняшнему, как обстоят дела, за счёт чего удаётся удержать баланс?
Карен Диланян: Надо сказать, что перемены последних лет коснулись абсолютно всех отраслей и каждой компании. Всем в той или иной мере пришлось оптимизировать работу, искать новых подрядчиков и поставщиков. Многие компании уходили с рынка, многие выбрали тактику ожидания, экономии из-за неопределённости. Спрос в этот момент, конечно, превышал предложение в разы, что дало определённый толчок к резкому росту цен. Но к концу года ситуация немного стабилизировалась, стали открываться и налаживать работу российские производители, появилась необходимость в разделении пространства. Покупатели ищут решения, которые в итоге сэкономят им деньги, средства, и время самое главное.
Ещё во время пандемии большинство людей оценили необходимость зонирования помещений. Сейчас эта тенденция сохраняется и даже увеличивается.
Максим Тихонов: Как изменился сейчас портрет заказчика. Кто сегодня заказывает раздвижные стены-перегородки, насколько высока конкуренция на рынке?
Карен Диланян: Конкуренция на рынке остаётся довольно мощной, ещё активнее, чем раньше. Производители будут искать способы удовлетворить пожелания каждого клиента. Один из вероятных сценариев нашей отрасли — это пересмотр ценообразования и расширение линейки малобюджетных товаров. При этом есть, конечно, и другая тенденция, мы это замечаем, из-за роста цен разница между бюджетными и более технологичными конструкциями настолько сократилась, что возможен даже выбор клиентов в сторону современных премиальных решений, если они окажутся более функциональными и прочными. Во-вторых, стоит, конечно, отметить сильную зависимость от рынка недвижимости. Более плотное взаимодействие с девелоперами — одна из перспектив нашей отрасли. Они, как и многие другие, столкнулись в этом году с падением спроса на свои товары и услуги. Девелоперы были вынуждены искать новые пути привлечения потенциальных клиентов. Одним из вариантов могут стать коллаборации с производственными компаниями, в рамках которых можно предлагать типовые готовые решения или, наоборот, персональные проекты под конкретные запросы и задачи. А что касается клиентов, то пул клиентов действительно расширился за последнее время. Люди хотят более эффективно управлять своим пространством.
На сегодняшний день помещение уже не выполняет одну функцию. Пространство должно быть трансформируемым и неважно коммерческий это объект или жилой объект, заказчики хотят движением рук превращать open-space в кабинеты и холлы, а гостиную — в жилые комнаты.
Максим Тихонов: А как решается вопрос импортозамещения? Насколько вообще российские компании оказались готовы или не готовы заменить иностранных игроков в части той же фурнитуры и прочего?
Карен Диланян: Импортозамещение — это, конечно, сложный процесс, поэтому, конечно, понадобилось время, пока производители оценили ситуацию, поняли, какие ниши необходимо занять, какой товар имеет спрос. Понадобилось время на налаживание каких-то новых торговых связей. Так как изменения происходили очень быстро, конечно, мало кто был к этому готов и мог практически сразу начать работу по импортозамещению. Но, несмотря на это, мы видим, что появляются все больше российских производителей и налаживаются партнёрские отношения. Кризис — это всегда сложный переломный момент, кто-то расценивает кризис, как конец для бизнеса, но мы видим в этом точку роста. На сегодняшний день мы уже на 90% заменили зарубежную продукцию собственным производством, получив сертификаты как российского, так и европейского образца. Только гибкий подход позволит нам остаться на плаву и двигаться дальше.
Максим Тихонов: Вообще, узкие ниши обычно наиболее подвержены риску в период нестабильности, которую мы сейчас наблюдаем. Почему вы выбрали именно это направление?
Карен Диланян: Рынок перегородок очень большой и предлагает множество решений. Намного интереснее не только использовать готовые решения, но и самим влиять на развитие рынка, создавать собственные разработки, поэтому мы создали уже 12 уникальных элементов раздвижных конструкций, имеем собственные патенты и не останавливаемся на достигнутом. Конечно же, приятно видеть результат своего труда, когда бизнесмены могут обеспечить работников удобными современными кабинетами, директора школ, создают крутые трансформируемые классы и актовые залы в школах, больницы разделяют пространство безопасными и надёжными перегородками.
Неважно, какую нишу выбрать, важно быть профессионалом в своём деле, не бояться перемен, стараться внести свой вклад в развитие отрасли, и тогда все обязательно получится.