Фитнес-клубы будут обязаны проводить инструктаж о технике безопасности среди клиентов, которых попросят расписаться в специальном журнале. Если же посетитель откажется от инструктажа, то будет нести риски самостоятельно. Это лишь одно из правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг, которые вступают в силу с 1 сентября.
Трудно поверить, но сегодня нет единых правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг. Однако законодатель их постепенно прописывает. В частности, кроме информации, которую необходимо раскрывать клиентам по Закону о защите прав потребителей, фитнес-клубы обяжут до заключения договора и во время его действия предоставлять еще ряд данных. Например, перечень физкультурно-оздоровительных услуг, которые оказывает исполнитель, формы и (или) условия их предоставления, в том числе форма и порядок оплаты, условия изменения или расторжения договора, список, цена, порядок покупки и оплаты дополнительных платных услуг, если они есть. Продолжает генеральный директор фитнес-школы «Анатомия» Константин Чуркин:
Генеральный директор фитнес-школы «Анатомия» Константин Чуркин Фактически закон кодифицирует то, что уже входило в правила. Просто эти правила были у лучших операторов отрасли, а сейчас они будут распространяться на всех участников рынка. Поэтому инициатива очень хорошая. Я бы еще обратил внимание на то, что необходимо будет указывать стоимость договоров. Это тоже уже давно напрашивающееся нововведение, потому что для индустрии в целом было характерно неуказание стоимости на сайте. На это довольно часто жаловался потребитель, когда при попытках понять стоимость на сайте он натыкался на форму обратной связи, куда ему нужно было вносить свои персональные данные для того, чтобы получать какие-то коммерческие предложения. Невозможность посмотреть актуальную стоимость на сайте многих операторов была своеобразной притчей во языцех. Насколько я понимаю, нововведения будут ограничивать участников рынка, появится что-то вроде публичной оферты, указание цен обязательно должно быть в общедоступном месте на сайте.
Всю информацию, касающуюся потребителя, администрация обязана довести до сведения потребителей и заказчиков физкультурно-оздоровительных услуг. Это нужно будет сделать наглядным и доступным способом: например, на сайте или на стенде в самой организации. Отдельно оговаривается, что информировать необходимо на русском языке, но также можно использовать языки регионов и родные языки народов России. О работе над правилами оказания физкультурно-оздоровительных услуг рассказывает глава Ассоциации операторов фитнес индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько:
Глава Ассоциации операторов фитнес индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько Первый подводный камень, который был снят, — это подписание договора с клиентом. Предварительно был пункт, по которому соответственный договор должен был подписываться с клиентом лично. А большая часть фитнес-клубов работает по договорам оферты, которые размещены на сайте, они совершенно правомерны, правомочны. И вот этот пункт был исправлен. У нас есть по правилам оказания физкультурно-оздоровительных услуг возможность подписать договор удаленно. Это мы отстояли. Но там есть один момент, который фитнес-клубы должны знать и учитывать, — это обязательный инструктаж, клиенты должны подписать, что они ознакомлены со всеми правилами техники безопасности и должны их соблюдать.
Также клуб должен будет по просьбе клиента либо при необходимости бесплатно вызвать скорую помощь и предоставить аптечку. Отметим, что рынок фитнес-клубов восстанавливается: анализ, проведенный Национальным фитнес-сообществом за июль, показал, что продажи клубных карт оказались выше показателей соответствующего периода 2022 года на 9,5% и на 2,4% превзошли продажи допандемийного 2019-го. Тем не менее, маржинальность по-прежнему низкая и составляет примерно от 3% до 7%.