Отметим сразу, что «девятого вала», обрушения и катастрофы на рынке коммерческой недвижимости нет. Хотя тенденции очень разнонаправленны. Международные операторы ушли, но некоторые вернулись под другими названиями и из других стран, поэтому их торговые площади, а, соответственно, и арендные договоры сохранились. Федеральные сети стараются удерживать свои позиции, а арендаторы из числа ИП, а также те компании, которые из этих ИП выросли, за последние 20 лет создали свои сети магазинов, и, по мнению участников рынка, будут зубами держаться за свой бизнес. И благополучие арендодателей во многом зависит от состояния дел как раз этих, казалось бы, небольших игроков. При этом, если говорить о некоем процессе «устаканивания» ситуации, то тут имеет смысл оценивать картину не в общем, а более предметно по отраслям, если вообще не по индивидуальным игрокам. Ведь бизнес у всех разный – кто-то сумел наладить новые цепи поставок, кто-то еще перестраивает свои товарные матрицы. На острую тему на бизнес-завтраке MarketMedia высказался совладелец холдинговой компании «Адамант» Евгений Гуревич.
При этом, эксперты высказывают и более пессимистичные мнения, отмечая, что турбулентность на рынке коммерческой недвижимости в некоторых сегментах уже сменилась «штопором». Например, это касается кейса с ушедшей «IKEA» и всей линейкой испанской Inditex, которой принадлежат бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti и другие крайне популярные на российском рынке. Болезненным для отдельных игроков, в частности, компании «Айби Групп», управляющей дисконт-центром «Румба», по словам ее управляющего партнера Юрия Борисова, стал уход Mango и Nike. В докризисные времена посещаемость в этом популярном ТЦ была выше, чем в «Галерее», а сейчас показывает падение на 40%. При этом, все арендаторы, даже не открывшие вновь свои магазины, исправно платят аренду, что, безусловно, помогает оставаться на плаву.
Что касается бизнес-центров, то в сегменте офисной недвижимости также наблюдается любопытная тенденция, а именно: не столько уход, сколько перемещение арендаторов, когда на площадь съехавшей IT-компании в тот же день заезжает офис российского производственного предприятия с деньгами и надеждами. Подробнее о ситуации рассказывает руководитель Группы управляющих компаний БФА Ольга Мицеловская.
Добавим, что по данным Агентства строительных новостей, объем инвестиций в коммерческую недвижимость в Северной столице в первой половине 2022 года составил более 26 млрд рублей. При этом, больше половины транзакций пришлось на готовые объекты, подавляющее большинство которых – офисный сегмент.