«Цифровой пристав» вынес более 500 постановлений в автоматическом режиме, первое из них – в июне этого года. Робот подключается в случаях, когда не требуется личное участие судебного исполнителя. Также в рамках диджитализации Федеральная служба судебных приставов заключила соглашения о взаимодействии в электронном виде с более чем 300 банками. По данным за 2022 год, в цифровом формате было направлено около миллиарда запросов и 315 миллионов постановлений. В электронном виде ФССП получает информацию, например, из Социального фонда о карьере должников, которые часто меняют или скрывают место своей работы, также организован электронный документооборот с Федеральной нотариальной палатой – по исполнительным надписям нотариусов о взыскании задолженности в пользу физических и юридических лиц. Подробнее о цифровизации, а также о стимулировании сотрудников в эксклюзивном интервью шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказал директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов на площадке саммита «Россия – Африка»:
Максим Морозов: В рамках саммита «Россия – Африка» много говорится о цифровизации, внедрении электронных сервисов. Скажите, пожалуйста, какими успешно внедренными примерами ФССП может поделиться с коллегами из Африканского континента? По каким критериям вы оцениваете эффективность внедрения тех или иных сервисов?
Дмитрий Аристов: Я считаю, что несомненным успехом, и не только для службы, является Единый портал государственных и муниципальных услуг. Наверное, основной плюс — это переход службы от личного кабинета на сайте в личный кабинет единого портала Госуслуг. Сейчас информация об исполнительном производстве доступна всем гражданам, которые прошли идентификацию на едином портале. Это сервис уведомления – на портал в личные кабинеты граждан поступило уже более 1,5 миллиардов документов, также через специальный сервис поступило 22 миллиона обращений и ходатайств. Действует сервис информирования, каждый гражданин может подписаться на рассылку о ходе исполнительного производства и в режиме онлайн в течение трех секунд узнать, что с ним происходит.
Раньше нас упрекали в том, что «мы не знаем об ограничении на выезд, узнаем только на границе». Но наш современный соотечественник, если он зарегистрирован на портале Госуслуг, тут же узнает об ограничении, например, права на выезд и может там же на портале погасить задолженность, ограничение будет снято. Это несомненное достижение, все больше и больше граждан им пользуются. Поэтому говорить о том, что сейчас человек не знает о наличии у него долга не приходится.
Иногда говорят, что у кого-то нет интернета, нет доступа, кто-то не пользуется порталом – вопрос тоже решен: в эксплуатацию внедрён единый центр телефонного обслуживания. Работает искусственный интеллект, чат-бот «Полина». На едином портале Госуслуг у нас робот «Макс», а для телефонов мы придумали девочку-робота «Полину». Называешь фамилию, имя и отчество, дату рождения, регион проживания и она в автоматическом режиме запрашивает информацию из банка данных исполнительных производств в цифровом виде, переводит в голосовой ответ и отвечает. Если хочешь узнать что-то подробнее, то практически как и на едином портале нажимаешь «паспортные и иные персональные данные» и она продолжает с тобой диалог, говорит, какие ограничения на тебя наложены, в том числе на выезд за пределы Российской Федерации. Поэтому желающий оплатить долги, желающий знать свое состояние в качестве должника сейчас может это сделать любым удобным способом. Поэтому все претензии о неинформированности граждан по поводу наличия у них долгов я считаю необоснованными. Это, конечно же, большой плюс, предположить такое шесть лет назад было очень сложно.
Максим Морозов: Какие существуют и рассматриваются на данном этапе формы стимулирования сотрудников службы для повышения эффективности работы?
Дмитрий Аристов: Сотрудники службы — это сотрудники правоохранительного органа, имеющие соответствующий правовой статус, специальные звания. У нас в стране не принято материально стимулировать какими-то дополнительными выплатами прохождение государственной службы в таком виде. Конечно, есть стимулы воспитательного характера, наградная система, в том числе государственные награды, материальное стимулирование в форме премирования.
Если вопрос состоит в том, как было ранее, когда часть исполнительского сбора выплачивали в качестве премии, то нет, такого не будет. Есть Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которому доходы органа не могут тратиться на расходы этого же органа, поэтому такая система была ликвидирована.
Государство заботится о сотрудниках ФССП так же, как и о сотрудниках МВД, ФСИН, МЧС. Проходит индексация денежного довольствия. Дополнительных материальных стимулов мы не предусматриваем, а идём в ногу, как вся система государственной службы.