Поскольку кадры, как известно, «решают всё», то с них и начнём. На конец октября в городе в сфере легкой промышленности было заявлено 828 вакансий, рассказали Business FM Петербург в комитете по труду. Цифра не говорит ни о чём. Становится понятнее, если проследить динамику: на конец октября 2021 года было заявлено 2133 вакансии, а на 1 января 2022 года – 1745 вакансий. Сегодня, напомним, 828. Однако сами участники рынка говорят, что узнать реальное число занятых практически невозможно, поскольку в отрасли преобладают малые и микропредприятия, которые фактически не отражены в официальной статистике. Средняя зарплата от 21 до 45 тысяч рублей, деньги скромные, учитывая, что средняя номинальная зарплата в Петербурге, по данным Смольного, превысила 82 тысячи. Правда, в легпроме можно зарабатывать и по 150 тысяч ежемесячно, приводят статистику в городской администрации, но опрошенные нами эксперты не знают, где столько платят. В топе востребованных профессий – швея, инженер-технолог, портной, раскройщик, контролёр качества и даже гладильщик, а также специалисты по маркетингу и продвижению. Однако выпускники, по понятным причина, стремятся открыть собственную модную студию и не горят желанием работать на классическом швейном производстве. Продолжает директор Союза производителей изделий лёгкой промышленности Петербурга Светлана Молчанова.
К проблеме кадров с 2021 года добавилась обязательная маркировка одежды и текстиля. Её вводят постепенно, но к 2024 году штрих-код за 60 копеек/штука должен будет присутствовать на всех изделиях без исключения. Ужесточение правил власти традиционно объясняют засильем подделок: по некоторым товарам их доля якобы доходит до 40%. Проверить подлинность одежды можно с помощью приложения «Честный знак» и если Роспотребнадзор выявит нарушение – то штраф до 300 тысяч рублей. О том, как в отрасли оценили нововведение, рассказывает директор «Фирмы Шарм» Валентина Миронова.
Но и это ещё не всё. Специфическая проблема – уход иностранных брендов, которые то ли ушли, то ли – нет. То есть продажи закрыты, но арендаторы продолжают оплачивать квадратные метры в торговых центрах. Получается своего рода «собака на сене», ведь локальные дизайнеры не могут занять пустующие площади. Рассказывает управляющий партнёр Дома Мод Олег Олейников.
И немного отраслевой статистики. С 2017 по 2021 год в России доля импортной одежды в продажах увеличилась с 84,2% до 87,4%, подсчитали в компании BusinesStat. Основные поставки шли из Китая, Бангладеш, Вьетнама и Турции. Доля Европы и США не превышала 2%. В 2022 году ситуация изменилась. Однако развитие собственных брендов по-прежнему осложняется зависимостью от зарубежных тканей и фурнитуры, дефицитом отечественного оборудования, а также кредитной зависимостью производителей. По меткому выражению Сергея Чемезова, сегодня необходимо «умное импортозамещение».