Сейчас в Петербурге насчитывается 111 муниципальных образований, которые обслуживают около 74 миллионов квадратных метров. В зоне их ответственности, например, ремонт и благоустройство внутриквартальных территорий, размещение и поддержание в порядке детских и спортивных площадок, уборка, создание комфортной среды для маломобильных жителей или размещение на дорогах и искусственных неровностей, так называемых «лежачих полицейских». Все это по инициативе Александра Беглова хотят забрать у муниципалов и передать в руки районных администраций, а на местах оставить минимальные функции вроде организации локальных праздников. Обоснование такого предложения в пояснительной записке к законопроекту звучит весьма размыто — якобы МО находятся в неравных условиях. По мнению некоторых экспертов, инициатива, в случае ее принятия, вполне может привести к объединению образований, а в итоге — грозит серьезным ударом по системе местного самоуправления в городе. Впрочем, бывший депутат МО Гражданка Вадим Сафонов убежден, что нынешняя активность Жилкома — не более чем так называемый «вброс» с целью посмотреть на реакцию общества:
При этом любопытна реакция на проект в Законодательном собрании города, в частности, представителей «Единой России», от которой Александр Беглов шел на недавние губернаторские выборы. По идее, единороссы должны были поддержать однопартийца в его стремлении к реформе местного самоуправления. Однако, как следует из письма депутата парламента и председателя Совета муниципальных образований Всеволода Беликова, разосланного на места, лично он категорически против изменений, пишет «Коммерсантъ-СПб». Да и коллеги по парламенту, по мнению Беликова, вряд ли примут непроработанный документ. Хотя у политолога Александра Конфисахора другое мнение:
Добавим, что в среднем на реализацию своих функций по благоустройству и озеленению города муниципальные образования тратят, по их собственным подсчетам, от 50 миллионов до 120 миллионов рублей ежегодно. В случае потенциального принятия закона эти средства будут перенаправлены в распоряжении районных администраций, где, по мнению некоторых экспертов, могут быть использованы не на озеленения и благоустройство, а на какие-либо другие нужды без какого-либо контроля со стороны местных жителей.