Российским прокурорам могут вернуть право на арест подозреваемых без суда. Такое предложение по итогам секции о защите прав инвесторов на ПМЭФ-2019 сделал генеральный прокурор России Юрий Чайка. По его словам, которые приводит ТАСС, нужно вернуться к модели советских времен, когда прокурор арестовывает и его решение обжалуют в суде. В соцсетях бурно отреагировали на эту новость. Некоторые пользователи заявили, что опасаются возвращения худших элементов советского права и посадок без разбирательств. Эксперты отмечают, что на практике у прокуроров зачастую нет времени полноценно изучить материалы следствия перед мерой пресечения.
Идею активнее возражать следствию перед избранием меры пресечения поддержал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Как пишут «Ведомости», он высказался за то, чтобы прокуроры могли прекращать уголовное преследование на этапе предъявления обвинения. По некоторым подсчетам, судьи поддерживают почти 100% ходатайств об аресте. И передача этих полномочий в надзорный орган вряд ли изменит ситуацию.
В марте тему необоснованного преследования предпринимателей обсуждали на коллегии Генпрокуратуры. Тогда сообщалось, что за год ведомство отменило две сотни незаконных постановлений о возбуждении дел по экономическим статьям. При этом, как отмечал Чайка, никто не понес ответственность за привлечение заведомо невиновных. Как писали СМИ со ссылкой на источники, тогда в прокуратуре задумались об усилении контроля над следствием. В частности, речь шла о предварительном согласовании с прокурорами ходатайств об арестах, подаваемых в суд. Однако право на арест закреплено в Конституции именно за судьями. И для передачи функций придется переписывать основной закон страны. При этом, считают специалисты, у прокуратуры уже достаточно рычагов для того, чтобы доносить свою позицию по избранию меры пресечения.
Напомним, четыре года назад СПЧ предлагал создать институт следственных судей. Предполагалось, что новый орган будет предотвращать ошибки и злоупотребления следователей при выборе меры пресечения. В Генпрокуратуре идею раскритиковали. В ведомстве отмечали, что активный судебный контроль приведет к вторжению в работу гособвинения.