Татьяна Копылова: Можно ли серьёзно исправить ситуацию с помощью двух миллиардов рублей?
Андрей Трофимов: Зависит от того, как они распределятся. Если для всей IT-отрасли, то это не так много. Ещё очень важна структура финансирования. Одно дело — проектное финансирование, выделение денег под проект заранее, а другое дело — это субсидии, когда компания должна ещё отчитаться о том, как она потратила средства. И может не отчитаться.
Татьяна Копылова: Михаил Мишустин сказал о том, что надо разработать свой магазин приложений – аналог Apple Store и Google Play. Может быть, имеет смысл направить часть государственных денег на подобный проект или это бесперспективно?
Андрей Трофимов: Дело в том, что сами магазины приложений уже есть. Скорее, это выглядит как «велосипед»: не такая уж сложная штука. Всё дело в комьюнити, в самих приложениях, которые в этом магазине есть. Вот, что самое главное. Поэтому надо финансировать самих разработчиков приложений, чтобы они наполняли магазин. Магазин — это же просто полки, его ценность создаёт товар, который на них лежит. Производителям этих товаров и нужно давать субсидии.
Татьяна Копылова: Чтобы они разрабатывали некие приложения, которые смогут стать аналогами зарубежных, мы в наш, аналогичный, магазин загружаем приложения и так импортозамещаемся.
Андрей Трофимов: Да, нужны аналоги тех приложений, которыми пользуются конечные потребители. В каком магазине они будут располагаться — это не такой важный вопрос.
Татьяна Копылова: Может быть, у вас есть предложения, чем можно помочь отрасли в данный момент? Если не прямыми деньгами, то ещё какую-нибудь поддержку оказать.
Андрей Трофимов: Инициатива по закупкам, интересным условиям для госкомпаний по закупке российского софта. Это как альтернатива финансированию. Но здесь достаточно долгий цикл, потому что, чтобы госкомпания купила что-то у частной компании, у неё уже должен быть какой-то продукт. Как ни крути – это разработка продуктов.
Татьяна Копылова: Правильно ли я понимаю, что пока до сих пор большинство крупных, в том числе государственных, компаний продолжают закупать и пользоваться зарубежным софтом?
Андрей Трофимов: Продолжают закупать. На самом деле, здесь всё не так плохо. Есть и хорошие российские аналоги. Дело в том, что, когда наша экономика становилась после девяностых, к нам на заводы пришли крупные вендоры серьёзных систем внутреннего менеджмента предприятий. В крупняке они «засели» очень глубоко, это комплексные, хорошие иностранные системы. И в одночасье их заместить достаточно сложно. У крупных предприятий есть огромное количество пользователей, которые обучены и привыкли пользоваться этим софтом. То есть это целые проекты по внедрению. В это были вложены огромные деньги. Не только в лицензии.
Татьяна Копылова: Как вы думаете, насколько может затянуться этот процесс, если его запустить прямо сейчас?
Андрей Трофимов: Это годы разработки. Если более серьёзные продукты, то до десяти лет. Важный аспект — возможность экспортировать наш продукт. Наш рынок небольшой относительно мирового. В России около 150 миллионов населения, а в Китае и Индии 1,5 миллиарда и более. Рынки отличаются в десять раз. Если наши разработчики смогут экспортировать свои продукты туда, то это бы серьёзно продвинуло. В плане экспорта помощь тоже была бы быть интересна.