По итогам четвертого квартала ожидается ускорение темпов роста средств населения в банках из-за авансирования январских пенсий, премий сотрудникам, а также желания зафиксировать высокие ставки по вкладам. Это обеспечит общий прирост за 2023 год на уровне от 15% до 18%. Из-за роста ставок в конце третьего квартала граждане уже перевели с текущих счетов на срочные вклады около двух триллионов рублей, говорится в обзоре Банка России. Об основных тенденциях на рынке шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказал управляющий розничным бизнесом ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Александр Вялков.
Максим Морозов: В ноябре-декабре крупные банки сообщили о рекордном притоке средств граждан на депозиты. Как можно оценить динамику притока по сравнению с предыдущими месяцами и аналогичным периодом прошлого года, что вы наблюдаете в целом по рынку и по ВТБ?
Александр Вялков: Год разделился на несколько периодов. Первый квартал 2023 года можно назвать периодом относительного спокойствия, затем начался кредитный бум. Это второй и третий кварталы года, когда на рынке происходило что-то невероятное с точки зрения формирования кредитной политики и заполнения рынка автокредитами и ипотечными кредитами. Я говорю про физических лиц. Ставки по кредитам поднялись лишь за счет того, что увеличилась учетная ставка. За несколько месяцев она выросла буквально на несколько процентных пунктов. Это, в свою очередь, повлияло на отношения банков к депозитной политике. Начался третий этап на финансовом рынке — этап накопления, когда физические лица перешли от политики трат к сберегательной политике. Уже в четвертом квартале мы прогнозируем некий рекорд. Например, октябрь-ноябрь. В Петербурге по итогам ноября портфель рублевых депозитов увеличился более чем на 30 миллиардов и по предварительным данным составил более 354 миллиардов рублей. Если мы возьмем, допустим, аналогичный период прошлого года или даже март-апрель, то совершенно определенно видно, что приток депозитов физических лиц увеличился просто в разы. Естественно, накопительная политика, естественно, люди понесли деньги. Я думаю, что присутствует и такой тренд как перекладывание из одного банка в другой банк.
Максим Морозов: Если говорить о пресловутом горизонте планирования, сейчас он у клиентов расширяется, какая динамика?
Александр Вялков: Думаю, да. Мы видим, что активность вкладчиков растет. На фоне изменения ключевой ставки и роста стоимости депозитов мы видим, как вкладчики начинают достаточно серьезно планировать свою финансовую составляющую. Здесь необходимо разделить на несколько этапов. Если некоторое время назад заинтересованность вкладчиков варьировалась в перспективе трех месяцев-полугода, то сегодня это год-два и даже три года. Больше, насколько я помню, никто из банков на рынке не дает, трехлетние депозиты имеют повышенный интерес. Люди не боятся и достаточно легко вкладывают деньги на столь длительный период.
Максим Морозов: Что сейчас необходимо учитывать вкладчикам, которые выбирают какой-либо банк, какой-либо продукт в данный момент на рынке, например, ограничения на размер, на срок открываемого вклада и так далее?
Александр Вялков: Цели могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные. Понадобится снять деньги, пожалуйста, есть накопительный счет, с которого ты можешь снимать деньги в принципе без потери процентов. Если более долгосрочные цели, то есть депозит с фиксируемым остатком, условно говоря от 50 до 500 тысяч рублей. Кладете туда серьезную сумму и в принципе в этих пределах вы можете варьировать. Оставляете неприкасаемыми от 50 до 500 тысяч, в зависимости, какой депозит открываете, и дальше начинаете свои траты. Либо есть депозит, по которому в конце срока перечисляются проценты по основному вкладу. Если у вас есть долгосрочная перспектива, вы понимаете, что вам не нужно пользоваться средствами в течение полугода-года, то да, пожалуйста, можно рассмотреть вариацию из трёх компонентов. На мой взгляд она наиболее удобна, потому что дает возможность планировать свои доходы и расхода без существенных потерь.
Максим Морозов: Какой прогноз относительно первого квартала в части депозитных ставок кажется вам наиболее оправданным?
Александр Вялков: По моему мнению, все будет зависеть от ключевой ставки, очередной пересмотр, скорее всего, будет в феврале. В течение первого квартала тренд на приток депозитов будет сохраняться, это совершенно точно. Не думаю, что банки будут повышать ставки в первом квартале, потому что все, кто мог, сделали это сейчас, в декабре. Банки сегодня имеют 16%, 17% и даже 17,5% ставки. Поэтому, скорее всего, период первого квартала пройдет под знаком этих условий и дальше по февралю, когда будет очередное заседание Банка России и вынесение решения по ключу, вверх или вниз, коммерческие банки будут выстраивать свою политику. Есть ощущение, исходя из аналитической отчетности, которую удается проанализировать, в моем понимании, скорее всего, эта ситуация продержится минимум в два квартала, может быть 2,5 квартала. Есть вероятность того, что «ключ» начнёт изменяться в третьем квартале, может быть, в середине третьего квартала, в сторону понижения.
Максим Морозов: О каких ещё интересных продуктах можно говорить, кроме депозитов и накопительных счетов?
Александр Вялков: Во-первых, золото, драгметаллы. Можно вкладываться в драгметаллы с учетом того, что грамм золота практически постоянно растет. Здесь можно не только заработать деньги, но и компенсировать инфляционную составляющую. Во-вторых, я бы посмотрел размещение денег в облигации, российские облигации. Там примерно такая же, плюс-минус, доходность, но здесь есть фактор долгосрочного планирования Я бы, наверное, посмотрел на облигации с плавающими купонами и акции российских эмитентов, которые ориентированы на внутренний рынок. Они сегодня также представляют интерес. Это отзывы наших клиентов и партнеров, которые приобрели эти облигации, посчитали доходность и достаточно довольны. Максим, есть еще интересный момент: два эти инструмента, которые я назвал, – золото, облигации и акции – это тоже диверсификация своего накопительного портфеля, с которым можно поиграть. Это даже не три, а даже пять, а то и шесть инструментов. Конечно, необходима соответствующая ресурсная база, чтобы вкладываться. С этим можно поработать, посчитать доходность, даже с учетом возможной перспективы уплаты налогов по итогам 2024 года. Я бы, например, сделал это так.