ЦБ 20.04
$93.44
99.58
ММВБ 20.04
$
<
BRENT 20.04
$87.36
8163
RTS 20.04
1173.68
Telega_Mob

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: Желание сносить - это признак Петербурга

Народный артист России призвал сохранить здание НИИ целлюлозно-бумажной промышленности как вновь выявленный памятник архитектуры.
Интервью

Александр Сокуров - Фото: Яромир Романов - Источник

Александр Сокуров призвал сохранить здание НИИ целлюлозно-бумажной промышленности как вновь выявленный памятник архитектуры. По мнению кинорежиссёра, возможно, следует отправить в отставку председателя КГИОП Сергея Макарова. Ранее на площади Мужества прошло несколько митингов, защитники разбили палатки и организовали ночные дежурства. Депутаты Заксобрания и Госдумы, в свою очередь, обратились к губернатору Александру Беглову. Активисты и парламентарии выступают против сноса здания в Выборгском районе, на месте которого планируется построить многоквартирный дом. Подробнее о том, каким может быть выход из сложившейся ситуации, и каких системных изменений требует градозащитная политика – в интервью шеф-редактора Максима Морозова с народным артистом России Александром Сокуровым.

Максим Морозов: Не очень радостный повод для разговора – ситуация вокруг НИИ бумажной промышленности. Волнует два принципиальных вопроса. Первое – конкретная ситуация, как вы видите ее разрешение. И второе – ситуация с аналогичными историческими домами, которые формально не попадают под охранные обязательства и находятся в группе риска. Как решать другие такие ситуации? Каким вы видите выход из ситуации вокруг НИИ бумаги?

Александр Сокуров: Я говорил об этом на прошлой неделе с Бегловым, нашим губернатором, и с вице-губернатором Линченко Николаем Викторовичем, подробно и долго по поводу этой ситуации с призывом остановить снос. Мне было гарантировано, что сноса в обозримое время не будет. Я думаю, что именно этот разговор остановил срочный снос. Выход очень простой – надо обратиться к специалистам, которые делали экспертизу этого здания, например, наша Маргарита Штиглиц, выдающийся специалист, Союз архитекторов, который также выразил несогласие со сносом. И у самых ведущих наших архитекторов также есть принципиальное несогласие со сносом этого здания. Надо его вернуть в здания категории исторической ценности, это не сложно. Как выявленный памятник. Это не стоит никаких трудов. Но тенденция, которая есть у нашего комитета по охране памятников, как это ни странно, – всегда поддерживать сносы.

Максим Морозов: Часто в таких ситуациях всплывает аббревиатура «КГИОП». Нам скажут, что формально все правильно. Как Ленин говорил: формально правильно, по существу – издевательство. Как решить эту проблему?

Александр Сокуров: На мой взгляд, надо поменять идеологию работы КГИОП, может быть, поменять и руководителя КГИОП. Потому что Макаров – он юрист, он не архитектор. Поэтому сказать, что он может принимать в этом случае компетентные решения в интересах города – нет, нельзя сказать это. И следовать гуманитарным принципам жизни города. Потому что если мы сносим исторический памятник – а это на самом деле исторический памятник, со всеми признаками исторического памятника – сносим его и на социально важном месте, которое занимает это здание в районе, строим просто 11-этажный жилой дом – это абсурд, этого не должно быть. Если это будет сделано, то вина за этот снос будет лежать на руководстве города, и, к сожалению, на Николае Викторовиче Линченко, и на губернаторе нашем, если на самом деле это здание будет снесено. Желание сносить в Петербурге какое-то психофизиологическое. За время блокады было разрушено меньше зданий, чем снесено с участием наших архитекторов и строителей за последнее время. В период с 2000 по 2007 год количество сносов было больше, чем разрушений от блокады. Представьте себе, что происходит в городе. Надо принципиально изменить всю идеологию и отношение к архитектуре города, и к оценкам деятельности так называемых «строителей» и так называемых «архитекторов», бюрократов. Это – преступление. Против общественности, против общины города, это просто преступление. Желание сносить – это признак Петербурга. Для Петербурга это большая, большая, большая проблема. Как говорили «бандитский Петербург», так и за Петербургом закрепилось уже реноме города, в котором любят сносить и уничтожать.

Максим Морозов: Сейчас все чаще звучат призывы создать либо согласительную комиссию, либо экспертный эстетический совет из уважаемых, признанных архитекторов.

Александр Сокуров: Никто не обратит внимания на этих уважаемых архитекторов, никто не обратит внимания на мнение общественности. Я предложил губернатору и Линченко немедленно, быстро выработать поправки к закону, которые ограничат права и возможности собственников зданий в распоряжении попавшим к ним участком или зданием. Сейчас они могут делать все, что угодно, и город, как это ни странно, иногда очень боится применить все необходимые волевые усилия и защитить хотя бы район свой, защитить свой город. Такой парадокс петербургский. Надо сделать поправку к закону, провести ее через Государственную думу и сделать это как можно скорее. Сейчас мы эти поправки к закону вырабатываем в нашей группе градозащитников и в ближайшее время представим вице-губернатору эти поправки. А пока надо объявить мораторий на снос этого здания и категорически указать собственнику здания на то, что в социальном смысле его действия носят враждебный для города характер.

Максим Морозов: Александр Николаевич, есть ли депутаты, которые с вами сотрудничают?

Александр Сокуров: Да, конечно, есть. Но, к сожалению, это депутаты не правящей партии, правящая партия не поддерживает градозащитное движение. Но депутаты не правящей партии есть. Я думаю, что и в правительстве города, я очень надеюсь на Линченко, поправки к этому закону мы и в обход партии правящей сможем переправить в Госдуму и договориться поставить на обсуждение вопрос. Потому что это вопрос не только Петербурга, сносы исторических частей города – очень характерная для Российской Федерации тенденция. У нас есть все же работа с правительством города, мы участвуем по крайней мере в противодействии, градозащитники находятся в составе Совета по наследию. Мы в этом смысле лучший город в России, конечно. Но опыт надо перенимать, например, у ФРГ, это тоже федерация, где такого рода вопросы решаются только при общем согласии. Если есть несогласие общественности, никаких сносов, никаких поправок в градостроительную политику вносить категорически нельзя. Это европейская практика, она очень трудно приживается у нас, учитывая всякого рода, наверное, подпольные и подковерные действия и так далее. Но опыт, например, Федеративной Республики Германия в решении конфликтных и сложных вопросов градостроительства очевиден и его можно перенимать смело.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Наиболее лояльны к уровню заработной платы, указанной в вакансиях, соискатели из научной и образовательной сфер.
К территориям, где чиновники будут проводить регулярные профилактические рейды, добавили три станции метро.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил создать совет при губернаторе по обеспечению экономики Петербурга кадровыми ресурсами. В него…
В воскресенье в Северной столице ожидается сильный ветер и налипание мокрого снега.

Комментарии

  1. Татьяна 12 ноября 2020, 10:37 # 0
    Александр Николаевич, спасибо
    Вам. Я живу в Мурманске, но когда увидела новости о сносе здания на Муринском, аж захлебнулась от возмущения. Такое красивое монументальное настоящее здание, украшение района, совести совсем нет к главы КГИОП, а если есть, то должен сам уйти в отставку. И здесь не надо быть архитектором, и так сразу понятно и видно что здание нуждается в охранном свидетельстве. Эх… Нам бы в Мурманск такое здание… А чиновники СПб решают его под снос. Вот где абсурд, и так виден этот абсурд из заполярного Мурманска.
    55
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.