ЦБ 23.11
$102.58
107.43
ММВБ 23.11
$
<
BRENT 23.11
$75.28
7722
RTS 23.11
792.67
Telega_Mob

Будущее офисов обсудили за деловым завтраком BestBreakfast

Классические бизнес-центры, в условиях конкуренции за клиентов, активно ищут новые идеи и переформатируются, клиенты выбирают проекты, которые отвечают новым сценариям работы и жизни. Какие сценарии развития рынка коворкингов и современной офисной и торговой недвижимости видят эксперты рынка, какие функции и задачи решают гибкие офисные пространства для арендаторов, как меняется подход к созданию офисных пространств, обсудили эксперты на деловом завтраке BestBreakfast прошедшем в рамках фестиваля коворкингов и гибких офисных пространств CoworkingFest.

ФОТО: Пресс-служба ГК «БестЪ»

По данным обзора ГК «БестЪ» мировой рынок насчитывает около 25,9 тыс. коворкингов, их услугами пользуется более 8 млн. человек. Странами-лидерами данного формата являются США, Индия и Великобритания, ежегодный рост сегмента составляет 7-15%. На долю России в глобальном рынке коворкингов приходится около 3%, причем только в Петербурге коворкинги занимают 1,7% от всего офисного рынка. «В России насчитывается 890 офисных коворкингов в 133 городах, это около 73 тыс. рабочих мест», — делится информацией Станислав Ступников, партнер «БестЪ. Коммерческая недвижимость», — «Общая площадь таких объектов составляет 650 тыс. кв.м. и формат продолжает развиваться: открываются новые объекты, повышается качество предоставляемого сервиса».

Динамика развития сервисных офисов обусловлена несколькими факторами: это рост гибридной занятости, увеличение доли самозанятого населения и фрилансеров, а также спрос на гибкое рабочее пространство у корпоративных клиентов, которые стремятся минимизировать риски. По мнению Дмитрия Иванова, профессора факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, в 2022 году произошла смена трендов в подходе к рабочему пространству. Все больше работодателей используют гибридную рабочую среду: 37,9% офисных сотрудников практикует частичное присутствие в офисе, 27% работодателей стали чаще использовать коворкинговые пространства. Это подтверждается и данными аналитиков ГК «БестЪ»: в Петербурге прирост рабочих мест в коворкингах составил 1,5 тыс. за 1 квартал 2023 года, динамика заполняемости увеличилась на 10% по сравнению с прошлым годом.

Рост количества коворкингов обусловлен, в том числе, и переформатированием «неудобной» недвижимости.

Руководитель направления «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников «Бизнес максимально устойчив к различным потрясениям, если он грамотно диверсифицирован. Последние несколько лет продемонстрировали нам, что наиболее устойчивы те форматы недвижимости, которые можно эффективно переформатировать при смене тренда. В этой ситуации выигрывают многофункциональные объекты. Один из таких примеров – бывший торговый центр «Аура», который мы переформатировали в общественно-деловой центр».

Дмитрий Некрестьянов, партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и партнеры» подчеркнул важность юридических аспектов при создании новых форматов в уже действующих объектах.

Партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов «Последнее время мы наблюдаем тенденцию на перепрофилирование помещений. В частности, это происходит в торговых центрах на простаивающих площадях кинотеатров, то есть это вынужденная мера, призванная стабилизировать доходность объекта. Основной вопрос, который при этом возникает у собственника объекта, будет ли это реконструкцией, поскольку фактически происходит смена функционального назначения. Но с юридической точки зрения все не так страшно: исходя из общей площади объекта все вновь создаваемые форматы – это вспомогательная функция и реконструкцией, как правило, не является».

Как замечает Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE, клиенты уделяют особое внимание продуктивности пространства.

Генеральный директор УК PAGE Мария Сумарокова «Важно, чтобы рабочее место было не просто функциональным, но комфортным и максимально гибким, позволяя арендаторам получать только необходимые сервисы по справедливой цене».

Также эксперты поделились актуальными трендами при создании гибких офисных пространств.

Руководитель направления развития бизнеса компании Meltzer Дарья Рейес Ривера «Если говорить о решениях в направлении комплектации мебелью, то можно отметить несколько тенденций. Всё чаще заказчики и в традиционных офисных пространствах, и в коворкингах уделяют внимание так называемым зонам коммуникаций и коллабораций. Это могут быть мягкие зоны для неформального общения (пуфы, мягкие кресла, качели, диваны, переговорные-купе или открытые переговорные в зонах open space). Чтобы привлечь арендаторов, пространства для работы должны быть уже не просто комфортными, но и вдохновляющими. Например, мы сталкивались с запросами по оформлению зоны для медитаций, зоны для йоги и даже музыкальной dj-room. Компании отказываются от мобильных тумб в пользу компактных подвесных, разнообразных умных локерных систем (например, с Face ID). Зачастую это позволяет уменьшить арендуемую площадь офиса, тем самым, пространство все чаще используется в гибридном формате незакрепленных рабочих мест или hot desk. Также сейчас практически не встретишь громоздких рабочих станций с разворотными дополнительными столешницами и опорными тумбами. Выбор качественного рабочего кресла — это инвестиция в здоровье, эффективность работы и комфорт сотрудника офиса или резидента коворкинга; test drive — обычная практика. Происходит интеграция озеленения в мебельные решения. Коворкинг — особая бизнес-модель, плюс каждый проект индивидуален, поэтому стараемся находить оптимальные решения. Все так же важны функциональность, долговечность, осознанный подход, цена и прибыль».
Директор по продажам компании ЛИИС Егор Зайцев «Ключевые требования, на которые мы обращаем внимание – это многофункциональность и адаптивность пространства. Наша компания разрабатывает решения, которые учитывают специфику офиса и с точки зрения того, что это физический объект, и с точки зрения разработки его цифровой модели. Бесшовность, унификация, удобство делают возможным максимальную концентрацию на работе. Также важна возможность трансформации пространства исходя из изменений количества сотрудников в компании, адаптивность пространства к разным форматам взаимодействия, например проведение хакатона или бизнес-завтрака. Хочется привести аналогию. Раньше были музыкальные центры, где для настройки музыкальной системы, требовалось использовать несколько пультов. Так вот сейчас хочется, чтобы музыка играла, и ты о ней не думал. И мы стремимся к тому, чтобы «музыка играла» и сотрудник об этом не думал, а у него был один пульт, которым он управлял бы рабочей жизнью».
Учредитель компании «ГЛАССКОН» Юрий Можейко «Растет спрос на недорогие легкие алюминиевые конструкции офисных перегородок, которые можно перестраивать в процессе эксплуатации. Иное предпочтение достается дверям — они несут на себе повышенную нагрузку, поэтому должны быть надёжные, с заводской сборкой и с хорошей фурнитурой. Отказываются клиенты соответственно от эксклюзивных конструкций, несущих больше декоративную функцию. Стоимость комплектующих существенно уже не снизится, так как рынок офисных перегородок и так уже перегрет спросом на объекты коворкингов и дальнейшее снижение стоимости возможно только за счёт существенного снижения качества материалов и переход на откровенно сомнительное применение незакаленного стекла».
Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Официальный курс евро установлен на уровне 105,44 рубля.
Объём рынка корпоративных мероприятий в России, по разным подсчётам, превысил отметку в 100 миллиардов рублей в год. При этом ивент называют одной из самых…
На одну вакансию, по данным HeadHunter, приходится не более одного резюме. Отмечается, что на ситуацию не повлияло даже увеличение зарплаты на 18% относительно…
Об этом на заседании специальной рабочей группы в ЗакСе заявила ее председатель, депутат Наталия Астахова. По словам предпринимателей, рост накладных расходов…

Комментарии

    251
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.