17 августа 1934 года на первом всесоюзном съезде советских писателей от имени ЦК ВКП (б) выступил секретарь партии Андрей Жданов. Он указал, в том числе на «обязанности» «инженеров человеческих душ» — «знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить» в художественных произведениях и «обеими ногами стоять на почве реальной жизни».
«При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма» — также заявил Жданов, выступая на съезде. Понятие «социалистический реализм» звучало и до съезда, но именно на нем направление было провозглашено основным методом советской литературы и советской критики. В такой формулировке соцреализм вошел и в устав Союза писателей СССР.
Максим Горький, выступая на открытии мероприятия, назвал целью соцреализма «непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле. Главными принципами произведений социалистического реализма были провозглашены народность, идейность и конкретность. По Горькому, сам соцреализм требовал от художника «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Позже соцреализм распространится и на другие сферы искусства — архитектуру, кинематограф, живопись и так далее.