Германия, Китай, Норвегия, Казахстан, Чехия, далее – везде. Компании малого и среднего бизнеса из Ленинградской области получают признание по всему миру благодаря поддержке экспортоориентированных предприятий. На содействие со стороны региональных властей, в частности, могут претендовать фирмы, которые выпускают высокотехнологичные изделия, товары массового спроса, а также уникальные продукты. По каким критериям оценивается экспортный потенциал компаний и в чём заключается помощь – об этом в интервью обозревателя Business FM Петербург Максима Морозова с генеральным директором Центра развития промышленности Ленинградской области Ольгой Волковой.
Максим Морозов: В электронный экспортный каталог Ленинградской области включено более 100 региональных организаций. Предприятия из каких отраслей реального сектора – потому что говорим о промышленности – имеют большие шансы, может быть, конкурентные преимущества выйти на рынки зарубежных стран?
Ольга Волкова: Электронный каталог Ленинградской области есть и в бумажном варианте, мы его презентовали на Питерском экономическом форуме в 2019 году, когда наш регион подписал соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром. В каталог мы включаем компании, чья продукция уже экспортируется или те компании, которые готовы к выходу на экспорт – это в основном высокотехнологичные, инновационные изделия с высокой добавленной стоимостью, а также товары массового спроса и, конечно, аутентичные и уникальные товары, не имеющие аналогов за рубежом.
Максим Морозов: Можете привести примеры по тем товарам, по той продукции, по которой за рубежом уже узнают – это Ленинградская область?
Ольга Волкова: Ну, у нас, например, есть компания ТОМЕЗ, которая выпускает навесное оборудование для коммунальных машин. Имела большой успех в выставке в Узбекистане, сейчас мы работаем над заключением контрактов с поставкой вот этого оборудования навесного в Узбекистан для уборки улиц.
Максим Морозов: Как происходит оценка экспортного потенциала компаний, по каким критериям? Вот это самое принципиальное.
Ольга Волкова: Критерии очень важны, это и качество, и соответствие продукции международным требованиям, это и конкурентные преимущества продукции, наличие сертификатов и специалистов внешнеэкономической деятельности, наличие маркетинговых материалов, ориентированность на какие-то конкретные рынки. Одна из услуг нашего экспортного центра – это экспортный аудит и оценка потенциала будущих экспортеров, и мы это делаем бесплатно для каждого экспортера, который к нам обратится. Чтобы рассказать про наши меры поддержки, мы по всем районам ездили, во всех районах провели презентацию наших услуг, особенно на таких мероприятиях, как советы директоров предприятий – нас приглашают и мы стараемся все-все-все разложить по полочкам, как к нам обратиться, что мы можем предоставить…
Максим Морозов: И мы подчеркиваем, что это все бесплатно? Консалтинговые, по сути, услуги.
Ольга Волкова:Максим, это не все бесплатно. Большинство услуг бесплатны, некоторые услуги в софинансировании процентном, например, 80% мы платим, 20 – предприятие. Ну, это, например, такая востребованная на сегодня услуга, как получение международного сертификата продукции.
Максим Морозов: На какие деньги можно рассчитывать?
Ольга Волкова: На каждый вид услуги есть ограничение. То есть, например, на сертификацию, как я вам уже сказала, мы можем потратить миллион рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства. Например, на перевод маркетинговых материалов до 50 тысяч рублей. То есть на каждую услугу есть какое-то ограничение, больше которого мы потратить не имеем права. Мы берем количеством.
Максим Морозов: Назовите, пожалуйста, проблемы, с которыми сталкиваются компании, которые решили выйти на зарубежные рынки и в чем заключается помощь властей Ленинградской области экспортно-ориентированным предприятиям?
Ольга Волкова: Основная проблема – это отсутствие знаний у предпринимателей, знаний об их возможностях. Еще проблема в том, что предприниматель зачастую приходит и говорит: «Хочу, но не знаю, куда. Хочу экспортировать, вот у меня что-то есть, но куда – вот вообще не представляю никаких вариантов». И мы оказываем такую меру поддержки, как изучение особенностей целевых рынков. То есть мы расскажем, где ваша продукция будет наиболее востребована.
Максим Морозов: То есть вы маркетингом занимаетесь?
Ольга Волкова: Да, маркетинговые исследования мы проводим. Причем, если предприниматель не знает, маркетинговое исследование какой страны провести, мы можем провести общее маркетинговое исследование, куда бы можно было.
Максим Морозов: То есть можно сказать, на заказ?
Ольга Волкова: Да, совершенно верно. И для таких новичков еще, которые только-только выходят на экспорт, наш центр является оператором Школы экспорта Российского экспортного центра, РЭЦ. В этом году у нас в регионе обучены тренеры специальные, которые получили сертификаты по всем 11-ти программам Школы экспорта. И все эти семинары у нас проводятся, каждая программа проводится неоднократно – в том же Всеволожске, например, проходила эта программа – по разным тематикам. Например, просто введение в экспортную деятельность или таможенное оформление деятельности экспортной. То есть по каждой теме можно найти этот семинар, прийти, это абсолютно бесплатно. Уже более 100 представителей предпринимательства прошли обучение и почти половина наших студентов – мы их курируем – готовится к выходу на экспорт, в следующем году будем развивать дальше.
Максим Морозов: С предприятиями из каких стран сегодня конкурируют ленинградские компании и в чем их конкурентное преимущество?
Ольга Волкова: Например, по желаниям предпринимателей в этом году мы уже провели шесть выставок – участие, и наша продукция пользовалась популярностью и на двух выставках в Китае, в Казахстане, в Норвегии, в Чехии. Мы организовали бизнес-миссии в Узбекистан, в Казахстан, во Вьетнам. То есть каждый набор продуктов ездил в определенную страну, и мы подбирали интересантов.
Максим Морозов: А сказывается как-то влияние западных, европейских санкций?
Ольга Волкова: Ну, можно сказать, что санкции все-таки изменили товарную структуру и географию экспорта. У нас увеличились поставки продуктов питания, машин, электроники, продукции деревообработки, бумаги, резины, товаров широкого потребления. И, например, с традиционных рынков Европы и США вектор сместился на Латинскую Америку, страны Азии, страны СНГ. И во многих странах наши товары все больше замещают китайскую продукцию и аналоги местных производителей. Например, вот сейчас мы ездили в Казахстан, и там «Сделано в России» – это бренд, это пользуется популярностью. Сейчас мы также рассматриваем, куда мы поедем в следующем году. Есть запросы, например, на север Африки, есть запросы на Ирак. Да, очень широкая география.
Максим Морозов: В Ленинградской области в разное время существовали разные программы бизнес-акселерации. Например, в областной Торгово-промышленной палате при поддержке профильного комитета администрации Ленобласти, или, допустим, совместная программа со Сколково сейчас существует как раз и развивается. Кто, как правило, пользуется услугами бизнес-акселераторов? И здесь, конечно, было бы интересно услышать пример нескольких историй успеха.
Ольга Волкова: Мы разработали свою уникальную акселерационную программу, она нацелена на рынки германии. Первая часть – это несколько образовательных модулей.
Максим Морозов: Это German Business?
Ольга Волкова: German Business, да, недавно мы вернулись из бизнес-миссии в Дюссельдорф, уже обученных компаний. То есть у нас сначала была образовательная часть, мы их учили, причем, коучей приглашали как с российской стороны, так и с немецкой стороны. Мы рассказывали, как зайти в торговые сети, например, как таможенные правила правильно оформлять, как вообще оформляются даже маркетинговые материалы. Зачастую надо рассказывать предприятиям, например, что Германия не любит английский язык и нужно разговаривать – ну желательно – чтобы все материалы были на немецком. Кроме этого, мы адаптируем упаковку продукции, например, Сясьстройскому хлебозаводу для этой бизнес-миссии у нас подготовлена упаковка сама…
Максим Морозов: Они, по-моему, поставляют сухари, если не ошибаюсь.
Ольга Волкова: Сухари, но у них сейчас новый продукт. Сясьстройский хлебозавод будет производить итальянские кантуччи. И мы вот для этих кантуччи разработали упаковку, адаптированную именно для зарубежных рынков, и с нами представитель Сясьстройского хлебозавода ездил в бизнес-миссию. Бизнес-миссия, я считаю, была очень успешной, у нас пять соглашений заключили три компании, мы потом выводим их на контракты – это была середина нашей акселерационной программы. То есть, как я уже сказала, была образовательная часть, вот сейчас бизнес-миссия, и потом до апреля месяца наши коучи, которые обучали, остаются на связи и консультируют предприятия и ведут их дальше, дальше что делать. Это самое главное, самое главное – нельзя никого бросать и вот довести до начала пути, до контракта, чтобы дальше уже продукция поставлялась в соответствии со всеми нормативными документами.
Максим Морозов: Какие компании Ленинградской области будут представлены на немецком рынке?
Ольга Волкова: Я уже рассказала про Сясьстройский хлебозавод, также большой интерес вызвала компания «Копорский чай» – это травяной чай из кипрея, позиционируется как эко-продукт. И у нас есть такая интересная компания «Торус» – они делают диспенсеры для бумажных салфеток и туалетной бумаги. Везде это оборудование, в офисах, в бизнес-центрах, в гостиницах – это наша ленинградская компания «Торус».
Максим Морозов: Наверное, не каждый понимает, что у его продукции есть экспортный потенциал. Кто может к вам обратиться?
Ольга Волкова: Любой субъект малого и среднего предпринимательства. Основное условие – он должен находиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. А, например, яркое какое-нибудь впечатление – к нам обратился предприниматель, он производит расчески PRBRUSH. Мы его свозили в Казахстан, и в Казахстане «сделано в России» гораздо более востребовано, чем «сделано в Китае». Поэтому сейчас в Казахстане используются расчески PRBrush. Еще один яркий пример – мы ходим в магазины и в магазине «Лента», например, мы везде видим такие плетеные красивые корзинки для хлеба, для продуктов. Эта организация работает в Ленинградской области, называется «Балтийская лоза», и она чуть ли не единственная в России производит такие корзинки, которые пользуются большим успехом и популярностью вот в этих торговых сетевых магазинах.
Максим Морозов: Если мы говорим об экспорте, то, наверное, не обойти высокие технологии, в том числе электронную торговлю.
Ольга Волкова: Есть у нас такая услуга, мы помогаем предприятиям выйти на электронные торговые площадки. У нас в этом году три электронные площадки – это Alibaba, Europages и площадка «Сбербанка» BBP. Эта услуга как раз для предприятий бесплатна, мы оплачиваем аккаунты – ну, BBP бесплатна, а в Europages и Alibaba мы оплачиваем аккаунты, мы помогаем завести карточки, то есть забить всю необходимую информацию и вывести предприятия на электронный маркетплейс. В следующем году тоже финансирование заложено на эту услугу, будем расширять перечень электронных площадок. То есть значительно он расширяется, насколько я помню, до 20-ти штук.
Максим Морозов: Как раз о планах на будущее заговорили, Ольга, каким вы видите развитие Центра?
Ольга Волкова: Во-первых, как я уже сказала, я вижу будущее, что о нас узнают, к нам пойдут предприятия, мы будем расширять количество контактов, мы смотрим, куда мы свозим свои предприятия, на какие выставки, мы смотрим, куда интересно свозить их в бизнес-миссии – то есть вот эти все услуги мы будем продолжать предоставлять.
Максим Морозов: Ольга, что ж, спасибо.
Ольга Волкова: Пожалуйста.