Суть реформы заключается в том, что лицензии управляющим компаниям будут выдавать не лицензионные комиссии, а государственные жилищные инспекции. Срок рассмотрения заявки сократится с 30 до 10 дней.
В Смольном признали существование управляющих компаний, которые получают деньги от жильцов многоквартирных домов, но услуги не оказывают. В жилищном комитете поддержали решение Минстроя отменить лицензионные комиссии, которые сейчас занимаются рассмотрением вопросов о выдаче документов для УК, и передать полномочия напрямую госорганам. О том, что изменится в связи с реформой лицензирования, которая начнёт действовать с сентября 2026 года, — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Суть реформы заключается в том, что лицензии управляющим компаниям будут выдавать не лицензионные комиссии, а государственные жилищные инспекции, причём срок рассмотрения заявки сократится с 30 до 10 дней. Теперь в Жилищном кодексе чётко прописано, что должностное лицо УК должно иметь квалификационный аттестат, внесённый в федеральный реестр. У компании в обязательном порядке должен быть офис, оборудованный для приёма граждан и обработки документов, в штате необходимы инженер и бухгалтер с профильным образованием и подтверждённым опытом работы, а также оснащенная всем необходимым аварийно-диспетчерская служба. Оценить параметры реформы мы попросили адвоката Владимира Малашина.
Адвокат Владимир Малашин Закон, который вступает в силу 1 сентября 2026 года, вводит новые обязательные требования к персоналу, прописаны нормы, касающиеся профессионального штата, оборудования, организации работы аварийно-диспетчерской службы. Всё это очень хорошо, но проблемы в сфере ЖКХ как были, так и остались. Первая проблема — прозрачность и доступность информации о движении денежных средств. Её как не было, так и нет. Вторая проблема — возможность смены управляющей компании фактически отсутствует. Если многоквартирный дом больших размеров, там просто невозможно провести собрание. Надо решать вопрос, чтобы управляющие компании, товарищества собственников жилья не управляли домами, где по 1000 квартир. Надо дробить на корпуса, чтобы у жильцов было право провести собрание. Третья проблема — нет ответа на основной вопрос: как бороться с хищением денежных средств в ЖКХ?
Председатель Жилищного комитета Денис Удод, комментируя реформу, назвал ужесточение требований позитивным знаком. По его словам, ведомство довольно часто получает от петербуржцев жалобы на то, что их не устраивает качество управления многоквартирными домами. При этом в Смольном призвали собственников квартир активно участвовать в жизни дома, принимать решения на общих собраниях и участвовать в голосованиях. В свою очередь президент Санкт‐Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова предполагает, что реформа может ухудшить положение многих жильцов.
Президент Санкт‐Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова Срок выдачи лицензии сокращается с 30 дней до 10. Получается, что в случае сомнительного, то есть фиктивного протокола, у жителей будет очень мало времени — в три раза меньше — для того, чтобы попытаться приостановить его действие хотя бы через жилищную инспекцию. Что касается необходимости подобных действий со стороны государства в целом, наверное, это правильно. Несмотря на большое количество принятых законопроектов, (Жилищный кодекс у нас меняется чуть ли не каждую неделю), несмотря на довольно жестокие требования к лицензиатам и большие штрафы, состояние жилого фонда, в частности, в Санкт-Петербурге, очень плохое. Причем чаще всего это дома, которые находятся в управлении УК. Исходя из того, что я вижу в последние годы, можно утверждать, что количество жалоб не уменьшается, а увеличивается, а состояние жилфонда только ухудшается.
Добавим, что доля россиян, которые говорят об ухудшении ситуации в сфере ЖКХ, остаётся высокой — треть опрошенных ВЦИОМ заявили о негативной динамике, почти столько же не видят никаких изменений. Примечательно, что результаты исследования фиксируют низкий уровень включённости жильцов в управление многоквартирным домом. В курсе того, какая УК обслуживает их жильё, только шесть из десяти. Особенно это характерно для молодежи: среди зумеров управляющую компанию не знают семь из десяти респондентов.