При этом собственники жилья по письменному заявлению смогут выбрать МО по желанию. Так называемые «дома-молчуны», где собрания собственников в нужный срок не состоялись, не будут автоматически включать в программу КРТ.
На заседании петербургского штаба по КРТ, которое накануне состоялось в Мариинском дворце, одобрили только две поправки в скандальный закон о расселении хрущевок. Внести изменения депутаты ЗакСа планируют в ближайшее время, чтобы не продлевать введенный ранее мораторий.
Одно из значимых предложений касалось судьбы домов, где общее собрание по тем или иным причинам не состоялось. Депутаты и общественники сошлись во мнении, что их нельзя автоматически включать в программу. Как это будет выглядеть на практике, впрочем, пока остается неясным. Особенно, если предположить, что собственники соседних жилых объектов согласились на переезд. В этом случае старые пятиэтажки, вероятно, будут ютиться между новых высоток, при этом «жильцам-молчунам» придется месяцами наблюдать стройку под окнами. Еще один пункт, одобренный штабом, касается географии расселения. Здесь изначально было предложено 11 вариантов. В итоге, после долгой дискуссии, решено было ограничиться территорией того же муниципального образования или смежного с ним. При этом по письменному заявлению конкретные собственники смогут выбрать МО по желанию. Тут, впрочем, также есть важный нюанс, на который обратил внимание член штаба по КРТ, координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров:
Координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров Я высказывал мысль о том, что идея расселять в границах родных муниципалитетов, а также смежных с ними МО, абсолютно неприемлемая. Фактически жителям будет предложено уехать куда-то за 30 километров, где нет социальной инфраструктуры, где нет школ, удобного парка, близости к работе. Их просто выкинут фактически в закадье. Это то, что жителям совершенно не нравится, то, что они не могут принять ни в коем виде. А если вспомнить о грядущей муниципальной реформе, которая рано или поздно состоится, то можно сказать, что с южной границы какого-нибудь Невского района можно будет уехать на самый север Красногвардейского района, в какую-нибудь Новую Охту. И эта идея мне кажется очень странной.
Стоит упомянуть ряд инициатив, которые не включили в повестку обсуждения. В частности, общественники настаивали на защите имущественных прав участников СВО, ипотечников, инвалидов и пожилых людей, а также поднимали вопрос об отмене городского закона о КРТ в принципе. Однако ни одно из предложений не прошло. Идея обсудить гарантии предоставления гражданам новых жилых помещений постигла та же судьба. Против, судя по видеотрансляции, в основном голосовали парламентарии. Это спровоцировало эмоциональную реакцию представителя общественного штаба от Калининского района Анастасии Кузнецовой:
Представитель общественного штаба по КРТ от Калининского района Анастасия Кузнецова
Мы же понимаем, что депутат — это представитель народа. Вы должны быть все в курсе того, что хотят жители города, но, судя по голосованию, которое сейчас прошло, складывается впечатление, что вы не в курсе. Все предыдущие заседания много лет назад общественники и представители жителей, коими мы здесь являемся, говорили вам о том, что закон этот необходимо отменять. Вы же упорно не слышите людей и продолжаете какие-то правки в этот закон вносить. Никакого нет смысла менять что-либо, потому что людям это не нужно. Плюс ко всему, никто из вас, ни депутаты Госдумы не могут решать вопрос собственности за людей. Мы сами должны принимать решение о вхождении в это КРТ, а вас об этом никто не просил.
Добавим, что своеобразным фоном заседания штаба стал поход десятков противников расселения хрущевок в приемную президента на Васильевском острове. Активисты представили меморандум, в котором выразили мнение, что программа КРТ может негативно сказаться на положении социально незащищенных категорий граждан, для которых их квартиры являются единственным доступным вариантом жилья. Более того, они потребовали от городского парламента признать закон о комплексном развитии территорий утратившим силу.