Помимо политических причин ухода мировых брендов, которые лежат на поверхности, эксперты гостиничной отрасли отмечают еще и экономические. Пятизвездочные гостиницы Северной столицы начали испытывать сложности с заполняемостью еще в пандемию, когда границы были закрыты, и поток иностранных туристов в город практически прекратился – а именно они, по словам экспертов, обеспечивали до 75% заполняемости люксовых отелей. Доходность и выручка и Kempinski, и Four Seasons резко упала еще два года назад, а корпоративные клиенты, слетающиеся как пчелы на мед на громкий бренд, исчезли. Поэтому собственникам отелей сейчас, объективно говоря, просто невыгодно продолжать сотрудничество с крупными международными сетями. При этом некоторые представители рынка убеждены, что в ближайшие два года качество сервиса в оставшихся без громких вывесок отелях останется на прежнем высоком уровне, ведь уход бренда не означает уход команды, научившейся работать по мировым люксовым стандартам. Ведь ежедневной деятельностью любой гостиницей руководит не сеть, а управляющий, который каждый день находится на рабочем месте и чаще всего – местный. Вице-президент российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин убежден, что пока оставшимся без своих брендов отелям не имеет смысла присоединяться к другим сетям – российские или представляющие дружеские страны.
Однако, некоторые представители рынка настроены не столь оптимистично, отмечая, что вслед за первым эшелоном ушедших гостиничных брендов из Петербурга потянется второй – уже тех, кто владеет непосредственно гостиницами, а не просто ими управляет. Например, это касается знаменитой «Астории» или отеля «Европа». Конечно, даже при смене собственника физически в этих зданиях продолжат оставаться гостиницы, но качество сервиса там будет стремительно падать. Ведь гостиничную услугу, как четко подмечают игроки рынка, параллельным импортом не привезешь – она полностью генерируется иностранным оператором, обладающим, помимо репутации бренда, большими средствами для обеспечения самых высоких стандартов во всем. Одиночным игрокам такие траты вряд ли будут под силу, как и молодым российским сетям. Поэтому в перспективе терять будет и собственник некогда люксовой сетевой гостиницы, и потребитель, который, как 20 лет назад, будет вынужден искать подходящий ему номер по случайным отзывам или ориентируясь, например, на местоположение. О перспективах гостиничного бизнеса в Петербурге рассуждает владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.
Добавим, что в Северной столице пока продолжает работать южнокорейская сеть Lotte, а также международные Radisson Hotels, Accor и Rocco Forte. Сети Hilton и Hyatt ещё в марте объявили о приостановке девелоперской деятельности в России, однако действующие отели все еще принимают гостей.