Одной из причин снижения потребления «молочки» эксперты называют непереносимость лактозы – основного углевода продукта, известного также как молочный сахар. Как отмечают представители компании Viola, с такой проблемой может сталкиваться едва ли не половина населения страны. Если добавить сюда еще и тех, кто внезапно перешел на миндальное, кокосовое или банановое «молоко» не по медицинским показателем, а потому что тыквенный раф на обычном коровьем – это не модно, то показатели для производителей и продавцов могут быть еще более удручающими. При этом ассортимент безлактозной продукции, которая, вполне возможно, пользовалась бы спросом, в России весьма ограничен. Тогда как в соседней Финляндии и других странах такого «безвредного» молока на прилавках примерно столько же, сколько традиционного. Кроме того, в России обострилась грустная тенденция появления в магазинах молока низкого качества, что эксперты связывают с мораторием на проверки бизнеса. Сейчас даже в случае их проведения недобросовестные производители не получают крупные штрафы, а отделываются лишь предостережением. Которое никак не может заставить их работать честно и в рамках закона. О том, как часто торговые сети нарушают права потребителей, на пресс-конференции в «Интерфаксе» рассказал председатель петербургской организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий:

Что касается Петербурга, то, по данным «Общественного контроля», каждая десятая упаковка молока в магазинах и каждая третья – в социальных учреждениях не соответствует обязательным требованиям или фальсифицирована. Не лучше ситуация обстоит и со сметаной – по данным проверок этого года 4 из 10 упаковок оказались подделкой. При этом весь фальсификат был промаркирован специальным кодом, который вроде бы должен гарантировать качество. Против одного из недобросовестных производителей общественникам удалось выиграть суд, однако совсем скоро он же поставил на полки магазинов сметану под другим названием, но с теми же проблемами качества. Они, к слову, коснулись и других молочных продуктов – сыра, сгущенки и сливок. Единственное, что может порадовать жителей Петербурга, это тот факт, что производители фальсификата представляют другие регионы. О том, как обстоят «молочные» дела в локальных хозяйствах, рассказывает заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Александр Варенов:

Добавим, что, несмотря на растущие показатели производства, продукция производителей Ленобласти должным образом не востребована в торговых сетях. По словам Варенова, добиться улучшения ситуации в пользу местных игроков рынка можно с помощью установления заслонов для недобросовестных конкурентов из других регионов. В этот процесс уже включились Россельхознадзор, Роспотребнадзор, общественники, заводы-изготовители, а также локальный Молочный союз. Кроме того, противостоять областным производителям приходится и компаниям из Белоруссии, которых традиционно упрекают в демпинге.