Максим Тихонов: Мы сейчас вновь наблюдаем рост заболеваемости коронавирусом. На высшем уровне уже заговорили о необходимости возврата профилактических мер. Чем это грозит бизнесу, и готов ли он, на ваш взгляд, к новым ограничениям?
Сергей Привалов: Я думаю, что бизнес категорически не готов. На сегодняшний день введение таких мер мне кажется менее реалистичным. Связано это, безусловно, и с общей ситуацией в стране. Мне кажется, что у правительства нет того запаса прочности, с которым мы подходили в 2020-2021 годы. К тому же, как мы видим, новые штаммы, которые приходили, всё-таки не имели таких тяжёлых последствий для большинства населения. Все эти факторы мне, как обывателю, дают понимание, что мы не должны в ближайшее время иметь таких жёстких ограничений, какие были раньше. Что касается введения минимальных превентивных мер, мне кажется, что к ним мы уже привыкли, я думаю, что даже бизнес-сообщество к ним отнесётся с пониманием. Я имею в виду такие меры, как введение ограниченного масочного режима, возможно, популяризация вакцинации и, может быть, где-то даже более строгое отношение к началу вакцинации.
Максим Тихонов: Это логично, учитывая, что в Петербурге сейчас маленький коллективный иммунитет, менее 20%.
Сергей Привалов: Да, потому, что мы прекрасно видим житейскую психологию. Вроде как, перестали давить, перестали обязывать и на работу уже можно приходить без прививки. Вы много знаете своих знакомых, которые, продолжают каждые полгода ревакцинироваться?
Максим Тихонов: Да, немного. Также в этом месяце ЦБ резко снизил ключевую ставку до 8%. Для многих специалистов это стало неожиданностью. Как это отразится на предпринимателях, и какие могут быть дальнейшие шаги регулятора?
Сергей Привалов: Безусловно, для обычного бизнеса снижение ставки, особенно после тех космических показателей, которые были — это плюс, связанный, с тем, что снижение ставки увеличивает потенциальное количество людей, готовых начинать брать кредиты. Второй момент, который мы на себе ощутили, у нас есть несколько клиентов, которые имели большие, сложные строительные проекты, и весь их бизнес во многом построен на факторинге, на реализации проекта с получением длительных денег после введения объекта в эксплуатацию. Конечно же, из-за ставок, которые взлетели в феврале, многие люди просто приходили и не понимали, что делать, потому что с такими ставками экономика проекта больше не билась. Что касается моего понимания возможности дальнейшего смещения: снижение ставки — это, вроде как, со всех сторон хорошо, если бы только не инфляционный эффект. Особенно от этого страдает потребительский сектор.
Максим Тихонов: Какая здесь могла бы быть золотая середина? 7-6%?
Сергей Привалов: Я думаю, что в этом году шанс увидеть те же самые показатели в районе 8%, максимум 7,5%, достаточно высок. Фундаментальных предпосылок для снижения ставки в районе 6-6,5% я не вижу.
Максим Тихонов: Ещё одна тема, вызвавшая широкую дискуссию в профессиональных кругах, — это предложение Госдумы создать единого оператора цифровой наружной рекламы. Против выступают не только игроки рынка, но и ФАС. Какими вы видите последствия монополизации?
Сергей Привалов: Цель, как мне кажется, понятна: цифровая реклама — это один из источников в средствах массовой информации. На сегодняшний день в условиях нашего противостояния с Западом любые источники для влияния на массы людей пытаются взять под контроль. Откуда исходит эта идея, скорее всего, всем понятно, она не коммерческая, она больше политическая. С другой стороны, попытка предоставить быстрое и лёгкое решение зачастую ломает инструменты, которые потом не могут заработать в течение 10 лет. Я считаю, что это очень плохо. Мне кажется, что, имея ту же самую цель, можно попытаться воспользоваться другими инструментами. Как я понимаю, ФАС и говорит: «Коллеги, что это за коммерческая структура, которая, с одной стороны, получит доступ фактически ко всем площадкам? А во-вторых, эта же полукоммерческая структура станет сама и контролёром, то есть получит надзорные функции». Почему не использовать другие точечные настройки для решения этого же вопроса? У нас уже есть закон «О рекламе», у нас есть антимонопольный орган, у нас есть правоохранительные органы. В конце концов, можно сформировать реестры лиц, обладающих правом на размещение определённой рекламы, можно предусматривать какие-то фильтры, необходимость получения лицензии и согласования, как это действует в других сферах. Зачем при этом монополизировать рынок с пониманием того, что любая монополизация однозначно ни к чему хорошему не приведёт.
Максим Тихонов: Интерес в обществе вызвала ещё одна история. В России впервые выдали NFT-дипломы, получили их выпускники МФТИ. Какие есть плюсы и минусы такой практики?
Сергей Привалов: В принципе, использование цифровых платформ, блокчейн и систематизация определённых процессов в рамках этих платформ — это процесс, который, вроде бы, не находит отторжения даже среди государственных органов. В случае с дипломом, вы же понимаете, платформа работает как средство учёта и как средство автоматизации. Она не заменяет сам диплом, процесс обучения, не заменяет лицензию. Мне кажется, что это, в целом, позитивно и хорошо. Это больше про способы улучшения администрирования, поэтому я только «за».