Какие-то конкретные прогнозы относительно развития ситуации можно будет делать только тогда, когда рынок перестанет меняться так быстро. И относительно стабилизируется курс валюты. Однако уже сейчас большинство поставщиков говорят о том, что продолжат работать на российском рынке, где нужно наладить только вопрос логистики. К сожалению, импортозамещения в этой сфере не получится, поскольку большая часть чая растет в Китае, да и кофейными плантациями Россия никогда не славилась, в отличие, например, от Латинской Америки. Эти страны санкциями пока не угрожают, готовы к сотрудничеству, но на новые логистические решения понадобятся время и деньги. Впрочем, дефицита чая и кофе в стране как минимум в ближайшее время не будет – в этом уверен коммерческий директор компании Алеф-Трейд Северо-Запад Артем Скориков.
Что касается конечного потребителя, то чай и кофе люди будут пить всегда - даже в кризис. Многие кофейни уже сыграли на простых человеческих слабостях и подняли ценник в пределах 20%, но есть и такие заведения, в которых стоимость этих напитков пока не изменилась. Это потеря в марже, но разумный акт благородства и такой необходимый сейчас поворот лицом к потребителю. Подобной позиции придерживается, например, основатель петербургской сети кофеен «Чайников» Михаил Гусейнов.
Представители розничной чайной торговли, продающие качественные, порой элитные сорта, уверены, что поток покупателей к ним не прекратится даже в кризис. Но продажи могут пострадать из-за меняющейся платежеспособности любителей чая. За неполный месяц цена в рознице выросла примерно на 30% и, как отмечают участники рынка, подрастет еще. И все опять-таки упирается в усложнившуюся логистику. Яркий пример приводит руководитель сети магазинов «Хороший чай» Дмитрий Сорокин.
Отметим, что между Россией и Китаем уже организован новый сухопутный контейнерный сервис. Маршрут поставки товаров открыли между Северной столицей и Шеньчженем. Срок доставки контейнеров по нему займёт 18 дней.