Любопытно, что с 2021-го года размер поощрения за оказанные услуги вырос только в общепите, да и то несущественно – в среднем с 240 до 250 рублей. В остальных сферах обслуживания чаевые сократились – у курьеров со 140 до 105 рублей, у заправщиков на АЗС – и вовсе до 65. Лидером же, как и в прошлом году, остаются отели – здесь в среднем оставляют «на чай» около 430 рублей. При этом, как говорят эксперты, проблема с чаевыми, в частности, в ресторанном бизнесе, возникла еще более пяти лет назад, когда все поголовно стали рассчитываться пластиковыми картами – такой вариант оплаты в некоторых заведениях стал доходить до 98% процентов. И чаевые наличными начали исчезать как класс, что, безусловно, создАло проблему для сотрудников общепита, у многих из которых «чай» составлял большую часть заработка. Именно тогда и появились первые электронные сервисы, позволяющие отблагодарить официанта по безналу. Хотя некоторые посетители до сих пор не привыкли пользоваться ими или же опасаются, что конкретная сумма денег не дойдет до конкретного человека, а упадет в «общий котел», из которой свою долю получит, например, не очень приветливая хостес. Однако, владелец «Бакунин Групп» Александр Романенко, в заведениях которого давно используется система электронных чаевых, уверяет, что опасаться не стоит.
При этом, по словам Романенко, в некоторых заведениях сейчас едва ли больше половины чаевых оставляют наличными: возможно, дело в том, что после отключения Apple и Google Pay люди вспомнили про старый добрый надежный кэш, с которого и лишнюю тысячу официанту оставить не проблема. Хотя эксперты уверены, что будущее все же за электронными сервисами. Но это в основном касается сферы HoReCa. Заправщикам на АЗС или таксистам чаевые в электронном виде оставляют очень неохотно. Любопытно, что в случае с такси ситуация сегментируется по классу поездки – например, любители эконом-вариантов за 150 рублей вряд ли накинут водителю сверху, а пассажиры бизнес-класса и так уверены, что заплатили достаточно много. Вся надежда таксистов – на пользователей «комфорта». Это та аудитория, которая готова оставлять чаевые, даже если в качестве способа оплаты к аккаунту привязана карта или в счет поездки списываются бонусные баллы. Но - только наличными. Как говорят представители некоторых таксомоторных компаний, крайне редко пассажиры спрашивают о возможности оставить «на чай», например, через QR-код, хотя такая опция часто присутствует. О проблеме рассуждает директор по развитию компании «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев.
Отметим, что сейчас на рынке работают несколько сервисов электронных чаевых. Наиболее популярными из них, по оценкам экспертов, считаются программы 2Tip, CloudTips, «Чаевые просто», а также сервис «Нетмонет».