ЦБ 27.11
$105.06
110.49
ЦБ 26.11
$103.79
108.87
ММВБ 26.11
$
<
BRENT 26.11
$72.68
7543
RTS 26.11
738.93
Telega_Mob

28% россиян заявили, что ожидают ощутимый рост цен уже в ближайшие месяц-два

При этом 51% уверен, что основные потребительские товары и услуги подорожают незначительно. В целом, социологи ВЦИОМ пришли к выводу о том, что россияне ожидают инфляцию вне зависимости от экономической ситуации.
Эксклюзив

Фото: Photo by form PxHere - Источник

28% россиян заявили, что ожидают ощутимый рост цен уже в ближайшие месяц или два. При этом 51% уверен, что основные потребительские товары и услуги подорожают незначительно. Такие данные содержатся в недавнем опросе ВЦИОМ, который посвящен восприятию цен, а также инфляционным ожиданиям. В целом, социологи пришли к выводу о том, что россияне ожидают инфляцию вне зависимости от экономической ситуации. Наибольший пессимизм за последние полтора года сограждане демонстрировали в январе-феврале 2022 года, когда рост цен прогнозировали рекордные 90% респондентов. Меры властей по сдерживанию инфляции шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсудил с бывшим пресс-секретарем Центробанка, кандидатом экономических наук Михаилом Беляевым.

Максим Морозов: Антон Силуанов не так давно заявил, что инфляция в России по итогам года будет около 6%. Власти планируют принимать все необходимые меры для возвращения к таргету ЦБ в 4%.

Михаил Беляев: Таргет — это достаточно искусственный параметр. Говорят: «Мы назначили таргет 4%». Я только один раз нашел объяснение, почему именно 4%. Очень «высоконаучное объяснение»! Ссылаются на то, что в экономически развитых странах — 2%, в менее развитых — 6%, а мы находимся где-то посередине, значит, у нас 4%. Железобетонное, сверхнаучное объяснение. Во-вторых, таргет по инфляции — это не икона в красном углу избы. Монетарные власти считают, что инфляция — это обязательно то, что связано с переполнением каналов денежного обращения, избыточной денежной массой. Они видят основную причину инфляции, причину роста цен в доступности и избытке излишней денежной массы в широком смысле слова. Поэтому они считают, что если будут повышать процентную ставку по кредиту и сдерживать денежное предложение, денежную массу, если будут зажимать, то умерят инфляцию, доведя ее непременно до таргета 4%.

Может быть, инфляция и будет 6% в широком смысле. Но экономика не различает 6% и 4% никоим образом! Поэтому душить собственную экономику с помощью 12% ключевой ставки ради того, чтобы ты с 6% съехал на 4% — это, как минимум, если говорить интеллигентно, то вопрос крайне дискуссионный. Причем не в пользу монетарных властей.

Максим Морозов: Тогда вопрос, какими могут быть инструменты сдерживания роста цен?

Михаил Беляев: Во-первых, надо понять, в чем причина инфляции, то есть роста цен. Что такое инфляция? Инфляция — это любой рост цен. Рост цен на потребительском рынке, а мы считаем именно потребительскую инфляцию, по индексу потребительских цен. У нас и во всех странах так устроено, что все сегменты потребительского рынка достаточно сильно если не монополизированы в чистом виде (есть умное слово «олигополия»), то говоря другими словами — подвержены «диктату продавца». У нас это ярко выражено. Это диктат продавца по продовольственным товарам, по бензину, по квартирам.

Какой потребительский рынок ни возьми, у нас везде диктат продавца. Значит, вопрос стоит не в денежном факторе, а в том, что продавцы диктуют свои цены. Они ссылаются на санкции, на логистику, на рост стоимости энергоносителей — ссылаются на что угодно! Где-то часть правды есть. Но правда далеко не вся, и они, используя эти предлоги с удвоенными и утроенными усилиями, повышают цены ровно настолько, насколько это может уесть потребительский рынок.

Что в этих случаях делается? В западных странах такая же ситуация. Но для удержания цен в рамках у них существуют специальные структуры, у нас это называется «Федеральная антимонопольная служба». Там на уровне министерств, это более полномочные органы. Они следят. Есть жульнический прием передергивания, когда говорят, что мы не можем ограничивать цены, потому что это вызовет дефицит. Абсолютно жульническая постановка вопроса! Потому что в данном случае предлагается ограничивать не цены, которые могут вызвать дефицит, а после того, как ты исследуешь, где там компонент возможного повышения цен, плюс нормальная среднеотраслевая норма прибыли предприятий, а где то, что Андрей Рэмович Белоусов в свое время остроумно назвал «нахлобучкой»? Где вот эта монополистическая «нахлобучка»?

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Об этом говорится в думском законопроекте, который направлен на борьбу с буллингом. Предполагается, что руководство образовательных организаций должно…
В Петербурге обсуждают громкое уголовное дело, связанное с мигрантами. На этот раз под арестом оказался ректор Санкт-Петербургского реставрационно-строительного…
Соответствующее предложение Минфина будет рассмотрено профильным комитетом Госдумы в понедельник, 21 октября.
Согласно данным Банка России, ставка в I и во II декадах апреля была на уровне 14,83%.

Комментарии

    161
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.