Принятию многолетнего финансового плана Европарламентом предшествовали напряженные переговоры, которые длились два с половиной года между Еврокомиссией, представившей 29 июня 2011 г. первоначальный проект многолетних бюджетных рамок ЕС, Советом ЕС, ЕП и национальными правительствами.
Уже тогда наиболее жесткую позицию заняла Великобритания. Чем это закончится тогда и предположить никто не мог, и в ноябре 2013 года преобладали другие настроения. Комментируя одобрение Европарламентом многолетнего финансового плана, комиссар ЕС по вопросам финансового программирования и бюджета Януш Левандовски подчеркнул, что это событие является своеобразным посланием гражданам ЕС в преддверии очередных выборов в ЕП в мае 2014 года. Суть этого послания в следующем — «Европа действует, Европа эффективна!»1. Многолетние финансовые рамки представляют собой планы расходов Европейского союза по приоритетным направлениям на семилетний период (2021-2027 гг.). Однако в 2018 году тональность резко сменилась. Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер на конференции в январе 2018 года на высшем уровне по обсуждению бюджета ЕС подчеркнул, что необходимо «соответствовать целям и решать будущие задачи»2. Цели скорректированы, а вот будущие задачи не совсем ясны. Один из внешних вызовов очевиден: «Быстро растущее влияние стран формирующимся рынком подчеркивает необходимость того, чтобы голос Европы был единым, а в своей деятельности она использовала общий вес своих отдельных частей»3.
Согласно одному из последних докладов Европарламента, Brexit приведет к тому, что ежегодный бюджет ЕС «похудеет» на сумму от 10 до 12 миллиардов евро. Как сообщил еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер, даже с учетом сокращения финансирования целого ряда программ для покрытия дефицита надо поднимать членские взносы. Правительствам стран Евросоюза предложили отчислять в казну альянса 1,1% своего валового национального продукта (ВНП)4.
Новым главой Европейского центрального банка в конце 2019 г. станет, вероятно, представитель Германии, кто конкретно — еще будет обсуждаться, однако в любом случае это будет представитель жесткой денежно-кредитной политики в зоне евро. Последнее соображение имеет прямое отношение к государствам Прибалтики и даже Финляндии, имеющей несравнимо более сильную экономику.
Президент Литвы Даля Грибаускайте, премьеры Латвии и Эстонии Марис Кучинскис и Юри Ратас подписали совместное письмо, в котором высказались в поддержку предложений Еврокомиссии об увеличении отчислений стран ЕС в общий бюджет5. Президент Литовской республики передала это послание президенту Европейского совета Дональду Туску. Однако президент Европейского Совета в этот раз был предельно осторожен и заявил, что ему «необходимо больше времени на анализ сущности письма, но вы, как обычно, можете несомненно рассчитывать на меня»6. Таким образом, не сказал ничего. По мнению Латвии, «политика когезии ЕС должна предоставлять поддержку странам и регионам, в которых продолжительное время снижается количество населения. Депопуляция создает дополнительное напряжение для бюджета и ограничивает доступный объем инвестиций, понижая таким образом потенциал экономики страны»7.
Как справедливо отмечает Анатолий Бажан — «конкуренция, конечно, великая сила, двигатель прогресса. Она уничтожает неэффективные производства и даёт мощный импульс к развитию экономической деятельности эффективных собственников. Однако все эти характеристики верны, если рассматривать роль конкуренции в мировом масштабе или в пределах региональной группы стран. В то же время она может негативно сказываться на развитии отдельных государств, препятствовать их экономическому росту, увеличивать безработицу»8. Именно это мы и наблюдаем в Прибалтике.
1 Прохоренко И.Л. Многолетний финансовый план ЕС на 2014-2020 годы: новые приоритеты ссылка
2 Ссылка
3 ЕС. Белая Книга. Будущее Европы. Перспективы и сценарии для ЕС27 к 2025 году Европейская комиссия COM(2017)2025 ссылка
4 Бюджет ЕС серьезно «продырявили» ссылка
5 Ссылка
6 Страны Балтии согласились отдавать Брюсселю больше денег ссылка
7 МИД: Латвия готова осуществлять увеличенные платежи в бюджет ЕС ссылка
8 Бажан А.И. Конкуренция как причина Брекзита // Экономические аспекты Брекзита М. Ин-т Европы РАН 2017 с.26