Петербург славится обилием малого и среднего бизнеса – значительная часть сферы услуг, включая гостиничный и ресторанный бизнес, у нас в городе представлена именно небольшими предприятиями. С одной стороны, это очень хорошо. Малый и средний бизнес более мобилен, чем крупный, он оперативно реагирует на изменение конъюнктуры; кроме того, в развитых странах малый и средний бизнес – традиционно один из главных источников создания рабочих мест, можно надеяться, что и Россия все же присоединиться со временем к этой кампании. Я уже не говорю о том, что именно малые предприятия сферы услуг создают неповторимый «дух» Петербурга, что, безусловно, способствует привлечению туристов и процветанию города.
Но есть и обратная сторона медали. Большинство наших руководителей малых и средних предприятий, по моим ощущениям, имеют весьма смутное представление о том, как устроен современный финансовый мир и как нужно эффективно управлять финансами предприятия. Как результат, зачастую, - бедственное финансовое положение предприятий, низкие зарплаты сотрудников, разорение, ликвидация рабочих мест. Словом, это проблема далеко не только лично предпринимателей, а общества в целом.
Справедливости ради нужно сказать, что еще относительно недавно, лет 10-15 назад, соответствующие компетенции были крайне слабо развиты даже в крупных компаниях. Отсюда, кстати, во многом, и сложное финансовое положение многих отечественных промышленных предприятий. Там эту проблему во многом удалось решить за счет объединения предприятий в крупные холдинги и созданием в этих холдингах казначейств с централизованным управлением финансовыми потоками. Большой объем денежных потоков и серьезный экономический эффект при грамотном управлении финансами сделал рентабельным привлечение для этой работы ведущих специалистов – в основном, на соответствующие должности приходили топ-менеджеры крупных банков.
Понятно, что для среднего, а тем более – малого бизнеса создание собственных мощных финансовых структур неприемлемо, это попросту не окупится. Более того, довольно часто не окупается привлечение в штат даже одного высококлассного, а потому дорогого специалиста. На Западе эта проблема – равно как и проблема грамотного планирования личных финансов – во многом решается за счет развитого института финансовых консультантов, которых можно привлекать на условиях почасовой либо сдельной оплаты для решения конкретных задач. У нас эта профессия только зарождается, поэтому говорить о присутствии на рынке достаточного числа таких специалистов, да еще и с подтвержденной квалификацией, не приходится.
Однако это вовсе не повод отчаиваться, а повод задуматься, как решить проблему. На самом деле, для того, чтобы эффективно управлять финансовыми ресурсами бизнеса, вовсе не надо быть профессиональным финансистом. Если речь о типичных задачах, стоящих перед малым бизнесом профессионалы нужны только при выработке конкретных схем и подходящих финансовых инструментов. И таких профессионалов на рынке как раз хватает – это банки, брокеры, управляющие активами.
Другое дело, что ни один банкир или брокер не решит за клиента ряд принципиальных вопросов, связанных, собственно с постановкой задачи. Никто не может решить за бизнесмена, насколько, например, критична для него потеря того или иного бизнеса, насколько он амбициозен, то есть нацелен на экспансию и готов рисковать или предпочитает иметь пусть небольшой, но стабильный бизнес, как он понимает свою ответственность перед сотрудниками его предприятий и т.д. и т.п.
Иными словами, для бизнесмена, во-первых, главное – осознать, что проблема существует и корректно описать свои задачи. А во-вторых – не пожалеть времени и побеседовать с разными профессионалами в поисках путей их решения.
Поясню на простом примере. Допустим, ваш небольшой личный бизнес сильно зависит от колебаний валютных курсов. При этом для вас допустимо двукратное падение прибыли, – это позволит поддерживать личный доход на приемлемом уровне, - а трехкратное уже заставит потуже «затянуть пояса». Понять уровень курсовых колебаний и оценить какими примерно потенциальными потерями это вам грозит, не сложно – это можно сделать на основе личного опыта, либо рассчитать, вспомнив школьный курс математики и вооружившись калькулятором (в крайнем случае – Excel).
А вот понять, как эффективно застраховаться от этих рисков, действительно не так просто. Здесь действительно нужно быть профессиональным финансистом – если речь, скажем, идет о выборе конкретных финансовых инструментов.
Если же стоит цель решить реальную задачу, а не снискать лавры финансового гения, то проблема, по большому счету, всего одна. Предприниматели, как и многие люди, добившиеся успехов в своей сфере, часто не готовы к объективной оценке своих слабых сторон в других видах деятельности. Большинство из них вообще не дают себе труда осознать, что проблема валютных рисков существует и существуют современные эффективные пути ее решения. Большинство остальных – предпочтут следовать советам первого попавшегося финансиста. Что тоже ошибочно. Поскольку, как известно, всяк кулик свое болото хвалит. И банкир, скажем, с большой вероятностью предложит вам застраховать валютные риски экспортно-импортных операций с помощью форвардных контрактов – просто потому, что это стандартная банковская услуга. Брокер же, возможно, предложит фьючерсные и опционные контракты – поскольку это биржевые инструменты и он в них хорошо разбирается.
Ваша же задача – опросить нескольких специалистов и понять, сколько стоит каждый вид страховки и какие риски он покрывает. Все просто – примерно, как при покупке страховки на автомобиль.
Точно также, кстати, обстоит дело и с финансовыми вложениями предпринимателей – в лучшем случае предприятие отправляет свободные средства на банковский депозит (не защищенный, к слову, в отличие от депозитов физлиц, государственными гарантиями). В то время как никто не мешает сформировать портфель надежных финансовых инструментов, приносящий гораздо большую прибыль…
Словом, старайтесь, предприниматели, уделять внимание управлению финансами – и удача в бизнесе будет на вашей стороне. А заодно и люди к вам потянутся – по крайней мере те, кого вы обеспечите рабочими местами и достойными зарплатами.