Изучали не только чистоту воздуха: анализировали плотность застройки, инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, качество общественного транспорта, естественно, количество зеленых зон. Все места разделили на группы по числу жителей. И первый результат, который бросается в глаза — абсолютными лидерами рейтинга стали города с населением от 50 000 до 200 000 человек.
Они заняли первые девять мест, пустив в двадцатку лучших лишь Бильбао, где живет почти 350 000 человек. Первая же тройка — британский Харлоу, швейцарская Женева и — абсолютный лидер — испанская Памплона, которая, вообще часто занимает топ позиции в рейтингах качества жизни. Так согласно опросу местной мэрии, проведенном по запросу Еврокомиссии, в 2025 году 90% жителей столица Наварры довольны качеством воздуха, а 3/4 чистотой на улицах.
Мегаполисы, то есть города с населением свыше полутора миллионов человек в верхние строчки не попали. Лучший — Мадрид — лишь 39-й, занявшая второе место в этой категории Барселона только 148, а идущая третьей Вена вообще оказалась в пятой сотне общего рейтинга. Чуть выше в нем города с населением от полумиллиона до 1,5 миллиона жителей. Правда и тут в первой сотне всего три столицы — Лиссабон, Стокгольм, Афины.
Удивляться не приходится: у больших городов и проблемы большие. Из хорошего — обычно достойное финансирование позволяет активнее вкладываться в экологический транспорт, реализовывать «зеленые» решения в архитектуре и дизайне. Но все равно загазованность воздуха и сложности в борьбе с глобальным потеплением не позволяют конкурировать с малыми городами.
Еще одна закономерность: чем богаче стране, тем меньше у ее городов экологических проблем. Традиционно высоко в списке точки в Северной Европе, а вот самые низкие показатели на востоке континента — в Румынии, Болгарии, Польше. Правда, два последних места заняли города Италии. Багерия, что на Сицилии и Джульяно-ин-Кампаньи возле Неаполя.
Главный и неутешительный вывод испанских исследователей — ни один город не обеспечивает своим жителям по-настоящему «зеленую» жизнь. В цифрах это выглядит так: при максимальной оценке в 10 баллов лидеры не набрали даже семь. Впрочем, авторы исследования сохраняют оптимизм: есть куда стремиться.