В первом квартале 86% всех товаров и услуг россияне оплатили банковскими картами. К такому выводу пришли в Moody’s, проанализировав статистику ЦБ. Согласно прогнозу «Infoline-Аналитика», по итогам 2020 года рынок онлайн-продаж в сегменте товаров широкого потребления достигнет 135 млрд рублей вместо «скромных» 40 млрд в 2019-ом. «Тектонический сдвиг» происходит из-за ограничений, вызванных коронавирусом. За период изоляции число россиян, совершающих покупки онлайн, выросло почти на треть. Исследователи из Fly Research по заказу Mastercard выяснили, что в топе заказов – кухонные принадлежности, средства для окрашивания волос, книги и одежда. Совладелица магазина галстуков-бабочек «Чинаски» Татьяна Мартынова также сделала ставку на интернет-продажи и сохранила бизнес, несмотря на пандемию.
ЦБ – в качестве одной из мер господдержки – ограничил с 15 апреля по 30 сентября максимальную комиссию для интернет-эквайринга до 1%. Антикризисная опция предусмотрена для компаний, которые продают продукты, лекарства, одежду и электронику на сумму до 20 тысяч рублей. В свою очередь, некоторые банки сделали дополнительные шаги навстречу бизнесу, в особенности – небольшим торговым точкам.
Торговый эквайринг используют магазины, предприятия общепита и сферы услуг. Банки устанавливают POS-терминалы, обучают сотрудников работе с устройством, а также обеспечивают круглосуточную техподдержку. Продавцы, в свою очередь, уплачивают комиссию, размер которой определён в договоре. На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. По словам участников рынка, эквайринг способствует росту продаж: тратить «пластик» психологически проще. К тому же, клиент может вернуть часть денег на карту благодаря программам лояльности. Немаловажную роль играет и безопасность: при безналичных расчётах невозможно расплатиться фальшивыми деньгами.