Они, как заявил Александр Беглов на специальном совещании в Смольном, портят внешний облик города и создают неблагоприятные условия для ведения честного бизнеса. Эксперты сетуют, что проблеме уже не одно десятилетие, но эффективных способов справится с ней власти так и не придумали.
Сейчас чиновники планируют скорректировать действующее законодательство, а также наладить взаимодействие между различными ведомствами и использовать информационные технологии для выявления стихийных точек. Эксперты отмечают, что теоретически для этого может быть использована система, которая сегодня помогает коммунальщикам отслеживать и бороться с вандалами. Другое дело, насколько все это будет эффективно. Мнение депутата Заксобрания Петербурга Алексея Цивилева:
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев Есть эффективные способы борьбы, но просто их не хотят применять. Во-первых, власти ежесекундно онлайн видят всю незаконную торговлю с помощью системы «Безопасный город». То есть, если поставишь машину и на 15 минут позже оплатишь парковку, то тебе придет 3 000 рублей штрафа. Номер мы отслеживать можем, а нарушение незаконной торговли почему-то не можем. Отделы полиции не хотят заниматься этим, не видеть эти нарушения. Это факт. Второй метод — стопроцентная конфискация товара. Я могу сказать, что товар, который продается людям, предоставляет продовольственную опасность. У нас на Ветеранов торговали просроченными йогуртами, одна школьница купила, угостила в классе и пять или шесть школьников отравились.
Заметим, что с начала года в Северной столице провели более тысячи рейдов по расчистке города от объектов незаконной торговли. Речь идет как о нелегально установленных киосках, так и лотках у станций метро. Последнее мероприятие прошло в конце октября. В результате было ликвидировано полтора десятка НТО. Всего за год в ККИ собирались снести около 300 незаконных павильонов. Удалось ли добиться такого результата, пока не сообщалось. Также сотрудники комитета по контролю за имуществом намерены создать специальные патрули, которые будут ежедневно мониторить территорию, прилегающую к метро «Проспект Ветеранов», «Улица Дыбенко» и «Проспект Просвещения». Мнение главы Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова:
Глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков Сегодняшняя борьба с нелегальной торговлей мне очень напоминает откровение Портоса: «Я дерусь, потому что дерусь». Ни особой эффективности, ни методов и, самое главное, цели нет. Оттуда, собственно говоря, взялась эта малая розничная торговля? В начале нулевых ради торжества транснациональных торговых сетей малый бизнес начали геноцидить. Мы потеряли тогда по самым минимальным оценкам 40 000 торговых объектов. Людей вышибли, но свято место пусто не бывает. Это место начали занимать другие люди, в основном, приехавшие с солнечных окраин нашей необъятной советской родины. А у них совсем другой менталитет. У них, например, нет понятия «взятка». У них есть понятие традиций делового порядка. Люди договаривались, нашли свою нишу.
Эксперты констатируют, что несанкционированная торговля в городе растет из-за сложной экономической ситуации, при этом ее мало ограничивают низкие штрафы, максимум пять тысяч рублей, и отсутствие реального механизма полной конфискации товара. В итоге спустя полчаса после отъезда очередных проверяющих лоточники зачастую возвращаются на свои места и продолжают торговать, а на месте снесенных киосков через день-два появляются новые.