Под обновлением понимается изменение не только планировочных решений, но и функционального наполнения. Это необходимо для повышения доходности и сохранения конкурентоспособности на рынке. Обновлять концепции ТЦ в идеале нужно каждые 5-10 лет. Реконструкция часто подразумевает обновление внутренних интерьеров и фуд-кортов, а также перепланировку торговых галерей и помещений. Обычно меняют и фасад, малые архитектурные формы вроде лавочек или урн, организуют новые пространства, меняют навигацию, а также инженерное оборудование. Если же говорить просто о пересмотре состава арендаторов, то этот срок в последние годы сокращается до 3-5 лет. При этом эксперты выделяют две основных причины, по которым собственники решаются на реконцепцию. Затевается она, если комплекс морально устарел, в нем снизилась проходимость, и, как следствие, доходы арендаторов, которые могут взять и уйти. Второй случай — когда подверженные трендам времени хозяева центра хотят, чтобы он просто был актуальным. Комментирует управляющий директор Российского Совета торговых центров Олег Войцеховский:
При этом в Петербурге, как отмечают эксперты, есть много примеров комплексов, которые находятся в хороших локациях у метро, но морально устарели. Их трафик из-за высокой проходимости не падает, поэтому собственники не спешат что-то менять. Обратных референсов меньше: один из самых заметных, пожалуй, River House у Кантемировского моста и телебашни, где была сделана и перепланировка, и ротация арендаторов, и смена ресторана. В результате чего вакантных помещений там, несмотря на удаленность от метро, практически нет. Основной проблемой, которая стопорит процесс реконцепции, остается, конечно же, финансовая. В нынешних условиях далеко не всем удается найти на это нужные суммы, а кредит с ключевой ставкой ЦБ в 15% стал чем-то из разряда фантастики. Иногда решение оказывается куда более радикальным — морально и физически устаревшее здание владелец просто продает новым инвесторам, которые могут распорядиться им уже по своему усмотрению, вплоть до сноса. Генеральный директор ТЦ «Невский центр» Дарья Ветрова рассказывает, что реконцепция комплексов в Петербурге — процесс постоянный, но происходящий «маленькими порциями», незаметно для посетителей: работы могут вести на разных этажах, у разных входных групп и так далее. При этом эксперт выделяет еще одну причину, по которой глобальные перемены пока еще заставляют себя ждать:
Добавим, что в этом году в Северной столице не появится ни одного нового ТЦ. Об этом в рамках Best Breakfast рассказал партнер ГК «БестЪ», генеральный директор «МТЛ. Управление активами» Станислав Ступников. При этом анонсировано было два открытия — «Парк Молл» на проспекте Просвещения и «Экопарк» в Мурино. Впрочем, директор департамента развития Melon Fashion Group Игорь Мальтинский рассказал, что муринский ТЦ все же должны открыть к декабрю — в трех магазинах компании там уже идет отделка.