Общественный транспорт Северной столицы становится все «умнее» и удобнее для горожан. Во всяком случае, об этом рассказал зампред профильного комитета Дмитрий Ваньчков, комментируя итоги форума «Цифровая транспортация», который прошел в Москве. Однако, по мнению экспертов, при реализации некоторых проектов, например, беспилотных трамваев или интеллектуальных светофоров, существует ряд проблем.
Участие в таком мероприятии, по словам Ваньчкова, — возможность перенять опыт у других регионов, однако, судя по тем достижениям, о которых регулярно докладывает Смольный, город находится в передовиках по внедрению современных технологий для пассажиров. Например, первыми в стране в Петербурге запустили в серийную эксплуатацию трамваев с элементами искусственного интеллекта, оснащенных системой активной помощи водителю. Также именно Северная столица еще в июле была выбрана в качестве пилотной площадки для тестирования и эксплуатации трамваев беспилотных. Эксперимент должен начаться в ближайшее время и продлиться три года. На первом этапе такие беспилотные трамваи будут выходить на маршрут в сопровождении водителя-испытателя. В дальнейшем мониторинг движения транспортного средства будет осуществлять оператор, а трамвай — перевозить пассажиров абсолютно автономно. Перспективы и проблемы использования такого транспорта комментирует генеральный директор компании СКАУТ, которая занимается разработкой ИИ для транспорта, Андрей Трофимов:
Генеральный директор IT-компании СКАУТ Андрей Трофимов Я могу сказать, что ключевые автопроизводители российские уже тестируют вовсю беспилотное вождение, и если говорить про трамвай и вообще рельсовый транспорт, то на самом деле, это первый кандидат на подобную автоматизацию. Потому что рельсовый транспорт подразумевает движение в конкретном направлении. Да, это гораздо проще автоматизировать, чем транспорт, находящийся в общем потоке. Могу сказать, что ещё есть такой стопор, как законодательная база. Она является на самом деле некоторым барьером для массового внедрения таких технологий. Больше всего дискуссий о вопросе ответственности. То есть, что будет в случае, если произойдёт какое-то ДТП, тем более, не дай бог, с какими-то последствиями для человека. Кто будет нести ответственность за это? Разработчик софта или производитель этого трамвая? Или страховая компания? Вот это не очень понятно.
Что касается, например, автобусов, то в них уже никого не удивишь оборудованием для приема различных средств безналичной оплаты, системой видеонаблюдения, тревожными кнопками и даже опцией подсчета тех, кто не оплатил проезд. «Умными» становятся и светофоры. По данным комтранса, сейчас до 90% от общего числа светофорных объектов в Петербурге имеют такой «цифровой интеллект», который обеспечивает оптимальное распределение транспортных потоков. Проще говоря, регулировать подключенные к Центру управления дорожным движением светофоры можно дистанционно и при необходимости оперативно менять их режим в зависимости от трафика. О том, насколько это реально работает на практике, рассуждает исполнительный директор движения «Пошли-поехали» Дмитрий Кудинов:
Исполнительный директор движения «Пошли-поехали» Дмитрий Кудинов Переключать светофор с какой-то одной фазы на другую — классический пример. В утренний час пик в сторону центра давать приоритет этому движению, в вечерний час пик давать приоритет движению обратному. Но это в первую очередь вопрос алгоритмов. То есть сюда, в общем-то, и механическое решение подойдёт. А в контексте «умного» города здесь идёт, на мой взгляд, принципиальная выгода от возможного внедрения таких решений. Это если мы смотрим трафик в моменте, допустим, на весь город или на большую территорию, вот тогда, когда мы анализируем данные, допустим, по потоку транспорта, пешеходов и так далее по каким-то нагруженным улицам, целой системе этих улиц. Вот тогда мы можем действительно задавать какие-то самообучаемые алгоритмы, смотреть, как они влияют на качество трафика в этих местах, которые мы анализируем. И если все хорошо, тогда говорить себе, да, окей, это работает, давайте это оставим.
Добавим, что с начала сентября в Северной столице проходит эксперимент по внедрению виртуального «Подорожника». Ключевое отличие цифрового проездного должно будет заключаться в удобстве пополнения счета — мгновенно через приложение на телефоне без громоздкой системы «прописывания» внесенной суммы на специальных валидаторах. Доступным для всех желающих это достижение технического прогресса должно стать до конца года.