Специфическая тревога, которая всё чаще возникает у жителей мегаполисов, появляется из-за влияния социальных сетей и гаджетов.
Учёные из Петербурга описали «аффект зомби» — специфическую тревогу, которая всё чаще возникает у жителей мегаполисов под влиянием социальных сетей и гаджетов. Человек начинает всерьёз опасаться того, что цифровая реальность начнёт вести себя непредсказуемо. Чтобы защититься, пользователи бессознательно избегают нового содержания, что, в частности, проявляется в растущей популярности ремейков в кино.
В Высшей школе экономики утверждают, что их учёный впервые описал специфическую тревогу современного человека, возникающую из-за несовпадения цифровых образов с реальностью. Проще говоря, когда аватар собеседника или фото курорта может серьёзно отличаться от того, что есть в реальной жизни. При этом, по мнению исследователей, происходит фундаментальный сдвиг в механизме проживания эмоций. Если раньше классическая культура вела человека к очищению через глубокое сопереживание, то цифровая среда предлагает так называемый «механизм прижигания»: то есть, если переводить с научного на обычный язык, — вместо переживания боли, гнева или радости пользователь моментально конвертирует эмоцию в лайк, репост или комментарий. Продолжает автор исследования, заведующий Лабораторией критической теории культуры Высшей школы экономики в Петербурге Иван Микиртумов.
Заведующий Лабораторией критической теории культуры Высшей школы экономики в Петербурге Иван Микиртумов Социальные сети позволяют тебе пережить те эмоции, которые ты не стал бы переживать без них. Где-то они замещают стандартный способ переживания неким искусственным, а где-то подталкивают тебя переживать что-то такое, чего раньше не было. Все, что мы имеем в цифровом виде, это не репрезентация. Скажем, информационная система управления чем-нибудь. Ты можешь думать, что она всё надежно контролирует. Тебе кажется, что там такая программа, такие датчики и сенсоры, которые всё надежно делают, так, что сбоев не будет. При этом ты знаешь, что все-таки сбои будут, и что то, что уже взято под контроль, и то, что уже даже не показывает признаков самостоятельной жизни, может преподнести сюрприз.
По сравнению с 2022 годом число россиян, которые регулярно испытывают стресс, увеличилось почти в полтора раза: сегодня это каждый четвертый из десяти, следует из данных ВЦИОМ. Примечательно, представители молодого поколения, которые проводят много времени в цифровом мире, волнуются гораздо чаще старшего. Наиболее уязвимыми сегодня оказываются так называемые младшие миллениалы, люди рожденные с 1992 по 2000 год, — у них индекс стресса приближается к 70%. Для сравнения, у людей, рожденных в период оттепели, этот показатель колеблется в районе 20%. Кроме того, «тревожность» по итогам народного голосования книжной сети «Читай-город» стала словом 2025 года. Причем участники опроса выбирали среди таких понятия, как «вера», «победа», «ожидание», «перемены» и даже «договорнячок». О том, с какими психологическими проблемами могут столкнуться активные пользователи социальных сетей, рассказывает директор центра практической психологии «Равновесие» Светлана Россина.
Руководитель Центра практической психологии «Равновесие» Светлана Россина Чем больше я получаю информации, чем больше я разбираюсь, тем комфортнее мне становится. Но это обман. Это обман, который социальные сети очень сильно «разворачивают» и не только забирают наш энергетический потенциал, но и притупляют эмоциональное состояние и желание двигаться вперед. Мы попадаем под влияние шаблонов, которые нам диктуют СМИ, сети, реклама и так далее. Мы начинаем это видеть в соцсетях, и начинается негласное сравнение, особенно среди молодежи.
С начала года россияне купили больше 19 миллионов упаковок антидепрессантов и потратили на это свыше 15 миллиардов рублей, подсчитали в компании RNC Pharma. Аналитики подчеркивают, что суммарно за весь 2024-ый физический объём продаж таких препаратов в рознице был меньше, чем результат за десять месяцев текущего года. Кроме того, в Северной столице стали чаще искать психологов. Согласно данным HeadHunter, спрос на этих специалистов на рынке труда вырос за пять лет сразу в 12 раз.