Тяжелую ситуацию, по мнению экспертов, можно было заранее спрогнозировать. Так, с начала 90-х годов в стране планомерно сокращали число автошкол, которые готовят водителей грузовых автомобилей. В тех, что еще работают, зачастую обучают на старом транспорте, что не соответствует запросам рынка. В какой-то момент саму профессию дальнобойщика исключили из системы среднего специального образования, снизился ее престиж. Молодежь все реже садится за руль грузовика. Как следствие, средний возраст водителей уже выше 45 лет. И это еще полбеды. Свою негативную лепту, как отмечают представители отрасли, внесла частичная мобилизация. Это косвенно подтверждают и данные рекрутеров. Например, с сентября 2022 года спрос на водителей в Петербурге вырос сразу на 74%, на механиков – на 25%, а на кадры в сфере логистики – на 10%. Мнение президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина:
Пылится в гаражах в ожидании водителей и техника. И это еще одна серьезная проблема, которая грозит логистическому бизнесу финансовыми потерями. Дело в том, что для грузовиков возрастом от 4 до 5 лет простой больше двух месяцев может быть чреват поломками, в частности протечкой сальников, заклиниванием тормозов, выходом из строя электропроводки, говорят специалисты. Тут, к слову, стоит упомянуть, что сейчас достать детали на иностранные большегрузы, которых до сих пор большинство, даже сложнее, чем на легковушки. Если же говорить о будущем, то тут есть довольно нестандартные варианты. Так, некоторые участники рынка делают ставку на реализацию программы по привлечению женщин. Тем более, с 2021-го года профессию «водитель грузовика» официально вычеркнули из перечня запрещенных для слабого пола. Комментирует начальник отдела логистики компании «Транскарго» Игорь Сбитнев:
Пока предприниматели в регионах пытаются решить проблему за счет повышения зарплаты и переманивания сотрудников у конкурентов. Например, ранее портал «Зарплата.ру» сообщил, что в августе дальнобойщики возглавили список самых высокооплачиваемых вакансий Челябинска. Им предлагают доход до 200 тысяч рублей. А до этого в Пермском крае, как пишет URA.RU, искали водителей на оклад в 300 тысяч рублей. Специалисты в Северной столице, между тем, такими доходами похвастаться не могут. В 2023 году местные дальнобойщики получали чуть более 110 тыс. рублей.