Речь, напомним, о планах КГИОП разделить исторические здания на три категории: ценные средовые объекты, просто средовые и несредовые объекты. Последних на данный момент насчитали около 400, и именно их судьба вызывает тревогу у градозащитников. Не соответствуют окружающей исторической среде, по мнению чиновников, различные дворовые флигели и прочие постройки. Теоретически их можно будет снести. Однако председатель Комитета по использованию и охране памятников Сергей Макаров призывает не сгущать краски.
Сергей Макаров о новой концепции охраны памятников:
Мы хотим уйти от исключительно года постройки, потому что и до 1917 года строили плохо, и после — хорошо. Мы почему-то молимся на цифру 1917. Взять реконструкцию Александровского дворца, где по документам своды перекрытий подвальных — три кирпича, а вскрыли — полтора и строительный мусор. Воровали даже у царей, не говоря уже про обычные доходные дома. Наша цель выделить те здания, которые действительно требуют охраны, но никаким другим способом, кроме как составлением списков средовых и несредовых объектов, этого достичь невозможно. Поверьте мне, с большинством этих зданий ничего не произойдет. Если у человека во дворе есть гараж, который является бывшим каретником, он будет продолжать выполнять свою функцию.
Также Сергей Макаров рассказал о будущем Охтинского мыса. На днях, напомним, депутаты Заксобрания отказались исключить из Генплана новые проекты «Газпрома» на охраняемой территории. Больше всего споров у экспертов и некоторых депутатов вызывает офисный комплекс «Хрустальный корабль».
Сергей Макаров о будущем Охтинского мыса:
По Охтинскому мысу проведена огромная работа. Там проведены археологические исследования, часть этой территории поставлена на государственную охрану. Там действительно есть археологический памятник, а та часть, которая не охраняется, возможна к освоению. Собственник участка предусматривает там строительство бизнес-центра. Насколько мне известно, он довольно далеко продвинулся в получении разрешительной документации, поэтому, я думаю, ЗакС и не согласился с тем, что эту территорию нужно поставить в список территорий, запрещенных для строительства. Нельзя строить только там, где археология.
Еще одна тема, затронутая главой КГИОП, — реставрация исторических зданий в 2024 году. На эти цели власти намерены выделить примерно 3,5 миллиарда рублей, что сопоставимо с суммой, потраченной в этом году. Увеличивать финансирование особого смысла нет, убежден Сергей Макаров.
Сергей Макаров о реставрации:
Есть некий предел, выше которого не прыгнешь. Та реставрация, которой мы занимаемся, — это все-таки научная реставрация, и она не терпит спешки. И когда мы начинали программу реставрации многоквартирных жилых домов, я же всех сразу предупреждал жителей, что придется потерпеть. Мы за год дома не сделаем. Мы будем работать два, а где-то и три года, поэтому будет темно, будет сетка на окнах, цветочки, может быть, у кого-то завянут из за недостатка света, но когда мы леса снимем, всем не будет стыдно. Дому будет возвращен его облик. Но на все нужно время. Вот если мне завтра скажут, на тебе 10 миллиардов, иди реставрируй, то я, пожалуй, откажусь.
Ранее в Смольном сообщили, что в 2024 году специалисты завершат реставрацию более 20 исторических жилых домов. Также в планах начать восстановление фасадов новых объектов. Среди знаковых, по словам Сергея Макарова, — два здания на Дворцовой площади, которые сейчас занимает Минобороны.