Подписка на автомобиль на российском рынке появилась около пяти лет назад, но пик популярности пришелся на пандемийный 2020-й. По оценкам экспертов, к концу года по российским дорогам ездили несколько тысяч арендованных таким образом машин. Прогнозы тогда были довольно радужными. Предполагалось, что к 2025 году около 10% всех продаж новых автомобилей будет приходиться именно на специализированные сервисы. К этому располагали и относительно демократичные цены. Так, за месяц аренды в среднем просили от 30 до 70 тыс. рублей в зависимости от машины. Годовой абонемент выходил и того дешевле. С наступлением кризиса ситуация изменилась. Кое-где за S-класс уже придется отдать до 100 тыс., и это существенный барьер, – считает региональный директор компании «Автодом» по Северо-Западу Евгений Войтенков:

Эксперты, впрочем, не исключают, что сервисы подписки в итоги могут стать драйвером «электрофикации» транспорта. Если сегодняшние клиенты освобождены от необходимости нести затраты на ТО и страхование, но оплачивают топливо и парковку, то пользователи электромобилей освобождены и от этого, в том числе благодаря профильной госпрограмме. Другое дело, что пока рынок практически не развит: зарядные станции есть в лучшем случае только в городах, а б/у электрокаров, которые были бы интересны арендодателям, практически нет. Не факт, что и государство заинтересуется такой моделью. Тем более, что уже сейчас на федеральном уровне обсуждают перспективы перезапуска программы «народный каршеринг», по сути прямого конкурента. Скорее всего, сервисы подписок так и останутся нишевым продуктом, – отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Отметим, что за рубежом подписная модель вполне конкурентоспособна. Наибольший спрос традиционно наблюдается в США и Западной Европе. Причем такую практику активно поддерживают ведущие автопроизводители, которые делают ставку на то, что клиент в итоге купит машину, проездив на ней несколько месяцев. Не случайно бренд Volvo еще в 2017 году запустил во многих странах свои собственные сервисы. Особенность их в том, что в аренду сдают авто без пробега и с минимальной стоимостью подписки, в пересчете на рубли около 50 тысяч в месяц. Схожие программы есть у Cadillac, Porsche и BMW.