Рейтинг водителей, которые систематически нарушают ПДД и практикуют опасное вождение, должен быть похож на системы накопления штрафных баллов, которые существовали в Советском Союзе и в 90-е годы, считает автор инициативы Алексей Цивилев, которого цитирует «Парламентская газета». Напомним, в советское время к каждому водительскому удостоверению прилагался талон, в котором за нарушения ставились отметки, а после их перебора права изымались. В 90-е годы водителей «рейтинговали» баллами и при накоплении 15 штрафных прав автоматически лишали на год. Современный вариант давно забытого старого предлагают модифицировать — не только наказывать, но и поощрять автомобилистов за безупречное поведение на дороге. Как именно, в предложении не уточняется, зато четко прописаны санкции для злостных нарушителей — вплоть до повторной сдачи экзаменов в ГИБДД при замене удостоверения. Впрочем, автоюрист общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько в подобном рейтинге смысла сейчас не видит:
По статистике ГИБДД, на которую ссылается автор инициативы, половина ДТП происходит именно по вине водителей, которые к административной ответственности, например, за превышение скорости привлекаются регулярно. Но воспринимают штрафы, размер которых начинается от 250 рублей, как должное, продолжают нарушать, что нередко приводит к плачевным последствиям. Например, в середине сентября трагедией для владельца BMW закончилась поездка по трассе «Скандинавия» — на высокой скорости машина врезалась в столб, пассажирка погибла, а водитель и маленький ребенок оказались в больнице в тяжелом состоянии. В Госдуме петербургскую идею назвали неплохой — во всяком случае, так считает первый зампред комитета по транспорту нижней палаты парламента Павел Федяев. Однако, выразив готовность поддержать любые разумные инициативы, он напомнил о технической стороне вопроса. Поскольку более 90% нарушений сейчас фиксируется дорожными камерами, штрафы приходят не водителю-лихачу, а владельцу машины, который не всегда сидит за рулем и теоретически даже может не иметь прав. Поэтому лидерами анти-рейтинга вполне могут стать, например, владелец таксопарка или даже условная пенсионерка, на которую записано несколько автомобилей. А работать система должна несколько иначе, убежден главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Добавим, что в середине сентября на Западном скоростном диаметре было зафиксировано рекордное нарушение скоростного режима. Как передает пресс-служба компании «Магистраль Северной столицы», лихач на BMW разогнался до 283 км/ч при разрешенных 110. Предыдущий похожий случай произошел в августе на КАД — тогда водитель, также на автомобиле люксового немецкого производителя, набрал скорость в 225 км/ч.