ЦБ 12.11
$81.36
94.2
ММВБ 12.11
$
BRENT 12.11
$62.65
5097
RTS 12.11
982.92
Telega_Mob

Тимур Ефимов: охлаждение экономики, перезапуск завода Toyota, электромобили

Гендиректор компании «Интегрити Санкт-Петербург» рассказал о проблемах бизнеса из-за высокой ключевой ставки и предстоящего увеличения НДС, поддержал перезапуск завода Toyota и призвал стимулировать покупку электрокаров.
Эксклюзив

Фотобанк Business FM Петербург

Вице-губернатор Алексей Корабельников заявил, что в Смольном фиксируют признаки охлаждения городской экономики. Рост оборотов предприятий за семь месяцев составил всего 6% против 22% в 2024 году. Тем не менее, преимуществом Петербурга считается высокая диверсификация экономики, которая позволяет гибко адаптироваться к внешним изменениям. На этом фоне стало известно, что «Газпром» и «Камаз» могут перезапустить бывший завод Toyota до конца 2025 года, передаёт ТАСС. Ранее вице-премьер Денис Мантуров сообщил, что на предприятии планировалось начать производство автомобилей Aurus. Тем временем спрос на электромобили с пробегом в Петербурге вырос на 54% за год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на «Авито Авто». Причём самыми популярными являются не только китайские, но и западные марки. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с генеральным директором логистической компании «Интегрити Санкт-Петербург», кандидатом экономических наук Тимуром Ефимовым.

Максим Морозов: Начнём с тезисов «финансового» вице-губернатора Алексея Корабельникова. На форуме ВТБ он отметил, что экономика Петербурга растёт, но признал, что темпы замедляются. О каких тенденциях можно говорить?

Тимур Ефимов: Радует, что здесь вообще были обнаружены положительные цифры. В реальности же они если не отрицательные, то нулевые. Мы — логистическая компания, которая обслуживает разные отрасли экономики.

Сейчас мы наблюдаем сокращения и спады по всем спектрам отраслей, в которых работают наши клиенты.

Мы — своего рода индикатор состояния экономики. Так что, всё происходящее наглядно.

Максим Морозов: Многие активно обсуждают последовательное снижение ключевой ставки. Консенсус-прогноз до конца года — её снижение ещё на 1%. Тем не менее, не слишком ли мы фетишизируем эти 15-19%, при том, что ставка всё равно остаётся двузначной? Насколько принципиально психологическое снижение на 1-2%?

Тимур Ефимов: Мне хочется оставаться оптимистом. Снижение на 1-2% — это индикатор хорошего тренда. Тем не менее, я верю, что если в среднесрочной перспективе ставка придёт к рабочим цифрам, возврат роста экономики неизбежен.

Максим Морозов: Но, как водится, возникает «проклятый вопрос»: когда?

Тимур Ефимов: Да, это действительно важно. Хочется надеяться, что мы увидим это к середине следующего года.

Максим Морозов: С другой стороны, Минфин анонсирует увеличение НДС на 2%. Бизнес ещё не до конца оправился после прошлого увеличения с 18% до 20%. С 2026 года, маячит перспектива в 22%. Насколько это обоснованно? Как повышение может сказаться на бизнесе?

Тимур Ефимов: Думаю, что Минфин и должен решать, насколько обоснованно повышение.

Повышение НДС будет дополнительной фискальной нагрузкой для бизнеса. У нас уже был рост налога на прибыль, сейчас говорят об НДС. Налоги растут, а доходы падают. Так что, для бизнеса это однозначно тяжёлое решение.

Максим Морозов: Ещё одна тема, которую хотелось бы обсудить: бывший завод Toyota в Петербурге могут перезапустить до конца 2025 года, пишет ТАСС со ссылкой на председателя комитета по промполитике, инновациям и торговле Александра Ситова. Более подробной информации пока не озвучено: вероятно, ждём новостей от «Газпрома» и «Камаза», которые занимаются данным проектом. Как вам кажется, при каких условиях можно эффективно перезапустить эту промышленную площадку? Насколько она необходима городу?

Тимур Ефимов: Она однозначно необходима. Достаточно большой завод, который производил большое количество автомобилей, сейчас простаивает. Думаю, что перезапуск вполне возможен. Скорее всего, это произойдёт в партнёрстве с китайскими производителями.

Максим Морозов: Хотя ранее вице-премьер Денис Мантуров сообщал, что на бывшем заводе Toyota планировали запустить производство автомобилей Aurus. То есть премиальных, дорогих машин, не масс-маркет, не полный аналог Toyota.

Тимур Ефимов: Скорее всего, это говорит о том, что количество автомобилей будет меньше, а сами мощности завода будут использоваться не полностью. Aurus — это хорошо. У нас же выпускается «Москвич», правда, он китайский, а не российский. Если это будет Aurus в партнёрстве с китайцами, тоже неплохо.

Абсолютно неважно, насколько будет перезапущен завод Toyota: на полную мощность или на 50%. В любом случае это хорошая новость: появятся новые рабочие места и отчисления.

Максим Морозов: Продолжаем автомобильную тему. Аналитики «Авито Авто» подсчитали, что спрос на электромобили с пробегом в Петербурге вырос на 54% за год, пишет «Коммерсантъ». Традиционный вопрос о том, что должно быть вначале —готовая инфраструктура для электрокаров или насыщенный рынок, чтобы в дальнейшем инвесторам во главе с «Ленэнерго» было интересно строить зарядную инфраструктуру? Как стимулировать продажи и желание людей пересаживаться на экологичный вид транспорта?

Тимур Ефимов: Интерес у потребителей к электрокарам действительно есть. Инфраструктура же однозначно не дотягивает. Сейчас есть два фактора того, почему люди стали покупать меньше новых автомобилей и сфокусировались на б/у. Первый —отсутствие поддержки.

Если бы, например, утилизационный сбор, НДС или пошлина, а может быть, и всё это вместе, на электромобили были снижены или равнялись нулю, спрос был бы гораздо выше.

Максим Морозов: Пока есть лишь символическое послабление — не надо платить за парковку.

Тимур Ефимов: Это, конечно, хорошо, но символически. Второй фактор, который обуславливает рост б/у-сектора, это новизна продукта. На данный момент вторичный рынок сформирован не до конца. В связи с этим идёт очень большое падение остаточной стоимости. Сейчас покупатель сталкивается с выбором — купить аналогичный автомобиль новым или, например, годовалым, с минимальным пробегом. Разница в цене, которая сформировалась из-за сильного падения остаточной стоимости, конечно, подталкивает покупателя к приобретению б/у.

Максим Морозов: Обсудим качество б/у автомобилей. Сейчас есть предвзятость даже к новым автомобилям, так как в них установлены сравнительно несовершенные литий-ионные аккумуляторы, которые достаточно быстро разряжаются, особенно зимой, иногда горят. Есть ряд технических, пока непреодолимых трудностей. Здесь же автомобиль, который вдобавок уже был в эксплуатации. Сколько прослужат такие машины?

Тимур Ефимов: Эти сомнения и вопросы как раз формируют неустойчивый вторичный рынок и стремительное падение остаточной стоимости. Чтобы ответить, нужно немного подождать. Время покажет.

Максим Морозов: Как вам кажется, могла бы более активная пересадка, например, коммунальщиков на электромобили стимулировать развитие отрасли электромобилей в целом? Может быть, государственному сектору стоит задать тренд: нарастить объём легковых, коммерческих, коммунальных электромобилей и общественного транспорта, чтобы создать рынок, чтобы появлялось больше зарядных станций?

Тимур Ефимов:

Если бы госсектор пересел на электромобили, это могло быть триггером к росту инфраструктуры. На мой взгляд, развитие данной сферы в нормальном масштабе без господдержки по строительству инфраструктуры для электромобилей пока невозможно.

Максим Морозов: Какими могут быть эффективные меры поддержки для «физиков» и юрлиц?

Тимур Ефимов: Для «физиков», возможно, мелкие льготы. Например, по парковке или транспортному налогу. Для юрлиц же вполне возможно сформировать программу налогового вычета. Например, можно сделать вычет для транспортных предприятий при наличии в парке определённого процента электроавтомобилей. Это было бы здорово.

Максим Морозов: Как и всегда, здесь важен синергетический эффект.
Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией

Рекомендуем

Тихо и без лишнего шума на нашем рынке начались продажи автомобилей нового премиального бренда из Китая. Речь идет про р...
Дефицит в недвижимости может проявляться по-разному, но трудно предположить, что где-то предложение окажется просто равн...
В спорте, как в бизнесе, никогда нельзя останавливаться на достигнутом!
Европа отгородилась санкциями, Ближний Восток недешев, да и подойдет не всем, Африка, а тем более Южная Америка — все-та...

Комментарии

CAPTCHA