Завод спешно переименовали в «Lada Санкт-Петербург» и уже летом 2023 года на нем начали собирать китайские кроссоверы FAW под отечественным брендом. Планировалось, что в дальнейшем здесь будут делать еще две модели FAW — также под маркой Lada. Но после того, как АВТОВАЗ попал под санкции, китайцы испугались и проект пришлось закрыть. На поиск нового технологического партнера ушел год. И нашелся он в лице компании Chery, которая согласилась поставлять в Питер машинокомплекты двух своих кроссоверов. Помимо партнера, у предприятия сменилась и вывеска: чтобы больше не пугать китайцев, слово «Лада» в названии заменили на «Автозавод». Впрочем, это ему не помогло.
Собрав порядка десяти тысяч кроссоверов под маркой XCITE, бывший завод Nissan снова встал — на этот раз по причине отсутствия спроса. Без щедрых скидок торговля «Иксайтами» у дилеров Lada шла вяло. И даже последующее снижение цен не сильно помогло: высокие ставки по кредитам подкосили весь российский авторынок. В таких условиях завод нужно было в прямом смысле спасать и делать это пришлось самому АВТОВАЗу — уже без оглядки на китайцев. Заявлено, что осенью здесь начнется крупноузловая сборка новейшей модели Lada Iskra. И это при том, что у АВТОВАЗа остается недозагруженным основной завод в Тольятти! То есть экономического смысла переносить сборку «Искры» в Питер нет, скорее наоборот. Но есть социальный аспект — это сохранение коллектива завода. И здесь АВТОВАЗу, как госкомпании, придется поднапрячься.
Если российский авторынок оживет и АВТОВАЗу потребуются дополнительные мощности, то завод в Петербурге может стать идеальной площадкой для производства нового кроссовера Lada Azimut — по размерам он близок к выпускавшемуся здесь Nissan Qashqai. Но опять же, речь идет о крупноузловой сборке, не требующей крупных инвестиций. Ведь пока не истек срок опциона, нельзя исключать, что Nissan захочет вернуться в Россию и получить свою собственность назад. Вот только шансы на это тают с каждым днем.