Максим Морозов: В чём заключаются особенности оплаты по биометрии в сравнении с классической оплатой — как с точки зрения банка, так и с точки зрения пользователя?
Вадим Изотов: В классической схеме банк идентифицирует плательщика по банковской карте. В биометрии специальная система банка, которая идёт в связке с Единой биометрической системой Российской Федерации, проверяет биометрический слепок. К этому идентификатору привязан платёжный инструмент — банковская карта или система быстрых платежей. Это более современный процесс. Конечно, банк вкладывает в создание подобного процесса в рамках всей биометрической системы Российской Федерации. С точки зрения пассажира это более удобный процесс оплаты.
Максим Морозов: По каким критериям можно оценить опыт внедрения оплаты по биометрии в Москве? В чём будут заключаться и уже заключаются отличия Петербурга?Я сам пользуюсь биометрией: нужно просто посмотреть в камеру и пройти после того, как турникет откроется. Не нужно делать лишние телодвижения, например, искать карту. Особенно удобно и приятно проходить по биометрии зимой.
Вадим Изотов: В Москве биометрия оценивается очень позитивно. Сейчас она используется во всех вестибюлях метрополитена, всё Центральном кольцо, ключевые станции центральных диаметров. Также растёт база пассажиров, которые проходят по биометрии. Я уверен, что сервис и дальше будет развиваться семимильными шагами.
Максим Морозов: Случаются ли в практике применения сервиса ошибки? Например, сервис «не узнал» пользователя или «перепутал» его с другим человеком.Основное отличие Петербурга от Москвы в том, что здесь линейка турникетов чуть меньше. В этом случае мы больше смотрим на освещение и маршрутизирование пассажира на турникет. То есть обращаем внимание, скорее, не на технологические, а на квазитехнические детали: например, чтобы лицо было хорошо видно или чтобы человек шёл прямо на турникет.
Вадим Изотов: Нет, такого я не знаю. Степень распознавания очень высокая. Систему проверяли, например, на людях в очках и на женщинах с косметикой. Всё прекрасно работает.
Максим Морозов: Если у человека, например, появилась борода?
Вадим Изотов:
Максим Морозов: Как обеспечивается безопасность сервиса?Борода не связана с точками, по которым составляется биометрический вектор. Это математическая модель, а не сохранённая фотография. Каждое лицо уникально с точки зрения его описания по векторным формулам.
Вадим Изотов: Всё хранится под той же самой защитой, что и банковские данные. Это абсолютно безопасно. Я не знаю ни одного случая похищения биометрических данных, а тем более их использования. Повторю, это математическая модель, по которой нельзя восстановить фотографию вашего лица. Система проверена годами: данные защищены так же, как и ваши деньги в банке. Я не вижу никаких рисков. Эта проблема, скорее, связана с научно-фантастическими фильмами.
Максим Морозов: Каковы планы ВТБ и властей Петербурга по развитию оплаты по биометрии в общественном транспорте? На какой социально-экономический эффект от развития такой оплаты можно рассчитывать?
Вадим Изотов: Как банк, мы видим, что биометрия будет распространяться в качестве способа верификации при оплате в транспорте, ретейле и так далее. Это очень удобно. Воспользовавшись биометрией для оплаты один раз, вы больше не видите смысла в других способах. Я сам везде плачу через биометрию лица.
Максим Морозов: Как банки могут использовать аналитические данные, собранные благодаря сервису?Если говорить про социально-экономический эффект, то транспорт — это то, что должно давать человеку хорошее настроение. Большую часть времени мы проводим в поездках на работу, по делам или на отдых. Если человек получает позитив, это сильно влияет на общество в целом. А позитивное настроение общества в свою очередь сильно влияет на всё вокруг.
Вадим Изотов: Мы не собираем биометрию. Вы сдаёте данные в Единую биометрическую систему Российской Федерации. Банк может анализировать транзакции. Безусловно, любой банк собирает информацию о тратах денег, но только с согласия клиентов. Если клиент даёт согласие на использование своих данных, то получает предложение. Вы можете отозвать согласие, но тогда вы не получите сервис. Не надо бояться: банк никогда не использует данные о транзакциях во вред.