В будущем экзамены по физике, химии и биологии могут включать практическую часть. Нововведения направлены на подготовку квалифицированных кадров для экономики.
Выпускников российских школ ждет нововведение: в ЕГЭ по естественно-научным предметам могут включить практическую часть, заявил на ПМЭФ глава Рособрнадзора Анзор Музаев. При этом число учеников, сдающих эти экзамены в 2025 году, значительно увеличилось: например, физику выбрали на 13 000 школьников больше, чем в 2024-м. Уже в этом году эксперимент планируют запустить в пилотных регионах. Подробности — в материале обозревателя Business FM Петербург Илхамы Фаталиевой.
Введение практической части в экзамены по физике, химии и биологии поможет готовить более квалифицированные кадры для востребованных отраслей экономики, подчеркнули авторы инициативы из Рособрнадзора. Например, дефицит инженерных сотрудников становится системным вызовом для всей транспортной отрасли. По итогам 2024 года эта сфера оставалась в топе с наибольшей нехваткой кадров, следует из данных HeadHunter. Своим мнением о возможном влиянии нововведения на уровень квалификации обучающихся делится эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин Требовать надо не со школьников, а со средних и высших школ. Во-первых, человек, который поступает в институт, он еще в наших условиях очень часто с трудом представляет, чему он будет учиться. А те, которые продвинутые, те и так соображают, и так имеют определенный опыт практики. А которые самые средние, не понимаю, что с них можно спрашивать. Именно поэтому и популярны всякие курсы, которые от транспортных инженеров проводят, ведут семинары именно люди, которые сами своими руками делали что-то такое, что они продвигают. Практику надо давать, но не на этом уровне.
Важно, что нововведение также может стать ответом на растущий интерес выпускников к естественно-научным дисциплинам. Так, в 2025 году число учеников, сдающих эти экзамены, показательно увеличилось. Физика продемонстрировала самый значительный рост — 16%, биология — 7%. Примечательно, что такой скачок не наблюдался с 2018 года. Своим мнением о возможной корректировке делится директор петербургского лицея №369 Константин Тхостов.
Директор лицея №369 Константин Тхостов Теория без практики, наверное, это не совсем то, что сформирует выпускника как участника формирования реальной экономики. Очень важно, чтобы мы узнавали, что инженерные специальности предполагают не только знания теоретических основ физики, но и их практическое применение. Поэтому, собственно, физика, химия, биология — это не только теоретические основы, но и умение применять знания на практике, а государство соответствующим образом обновляет материально-техническую базу современных школ и лаборатории физики, лаборатории химии, лаборатории биологии.
Стоит подчеркнуть, что повышенный спрос на экзамены этого профиля сопровождается и хорошими результатами. Так, 35 школьников Петербурга стали «стобальниками» по физике: для сравнения, в Калининграде высший балл по этому предмету набрали два учащихся. Еще 800 выпускников получили 80 баллов и выше. По биологии два ученика стали «стобальниками», а почти 500 получили от 80 до 100.
Нововведения, касающиеся ЕГЭ, на этом не заканчиваются: Рособрнадзор впервые включит в открытые варианты заданий информацию о том, в каком классе выпускники проходили соответствующий материал. Эксперты отмечают, что это решение поможет развеять миф о том, что на экзамене встречаются вопросы, не входящие в школьную программу.
Напомним, что в Северной столице подсчитали средний результат сдачи ЕГЭ по русскому языку, который является обязательным для получения аттестата. Показатель сократился до отметки в 63 балла, тогда как в 2024 году он составил 66. Всего в городе аттестационное испытание по русскому языку написали почти 29 000 человек. Наилучшего результата достигли 74 школьника, следует из данных комитета по образованию. В Москве же учащихся с таким результатом — 154.