26.09.2018

Красные и оранжевые - Коуч на диване

Доказано, что человечество развивается по спирали, а значит, сознание людей и компаний тоже. Каждый виток делает нас сложнее, изменяя цели и смыслы. Модель спиральной динамики полностью описали в 1996 году Дон Бек и Крис Кован, ученики Клера Грейвза, американского психолога, основоположника теории уровней развития человеческих биопсихосоциальных структур. Этот труд стал кульминацией 40-летних исследований способов мышления и эволюции человеческих систем.
У спирали восемь уровней, каждый означает свой способ мышления и ценности, их называют мемами. На бежевом уровне это выживание и безопасность, на фиолетовом – родство идей и взглядов, на красном – власть и сила, синий ценит правила и служение высшей цели, оранжевый – личные достижения и награды, зелёный – отношения и заботу о мире, жёлтый - интеграция ради общего блага, бирюзовый – объединение человечества в духовное целое и уважение к каждому уровню спирали.

Цвета условны. В каждом времени свое мышление. Сегодня от бизнеса ждут не только прибыли, но и смысла, бизнес-школы рассказывают о бирюзовых организациях как о новой парадигме ценностей, главное в которой ненасильственное совершенствование себя и других. Некоторые руководители даже ставят задачи перед эйчаром - создать бирюзовую культуру в компании. Красное ядро не в моде и считается почти оскорблением. Хотя именно красные стратегии помогают компаниям выжить во времена кризиса.

Красные команды создают истории побед и героев, время агрессивных захватов и корпоративных войн. В красных компаниях действуют строгие границы свой-чужой, а между работой и жизнью границы отсутствуют. Главная ценность - победа над конкурентами любой ценой. Красные живут на работе, в этом смысл и ловушка одновременно, однако здесь мало бизнеса, их цель - власть, а это всегда над, а не для, поэтому бизнес со смыслом не задерживается на этом этапе. Обычно, красными остаются полугосударственные структуры и компании олигопольного рынка, где развитие продукта дискретно. В таких компаниях основной корпоративный товар – верность в обмен на безопасность для бежевых, и фиолетовые ритуалы для синих. Первые беззаветно служат, вторые получают иллюзию великого смысла в деятельности. Оранжевые здесь не приживаются, о зеленых не может быть и речи. Красный мем делает бизнес жизнью, компанию - армией, а рынки - полем битвы, где все, как в жизни, враги-конкуренты, шпионский маркетинг, карательные меры внутри компании, жёсткая рука лидера и всю работу нужно сделать вчера.

Есть хорошая новость - развитие неизбежно, и так или иначе красные посинеют, оранжевые позеленеют, а все мы придем к глобальной эре бирюзового милосердия.

А вот и вопрос на дом: подумайте, что для вас главное в бизнесе и в жизни: успех или власть, стабильность или гармоничные отношения в коллективе, а может важность дела, которым вы заняты, для всего человечества? Поработайте на себя с удовольствием и держитесь своего курса!

Поделиться
Комментировать
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

О поиске смысла жизни
Познай самого себя - призывала надпись на храме Апполлона.
О методах и целях исследования личности человека
Если вы чувствуете себя на чужом месте, стоит определить свой тип с поморью теста MBTI.
О талантах, которые делают бизнес успешным
Многие руководители считают, что их бизнес зависит от слаженных действий сотрудников.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.