Генеральный директор сети «Важная рыба» Вера Прадченко:
О становлении бренда
Бренд появился абсолютно случайно: мы хотели сделать бизнес, иметь что-то своё и решили пойти в общепит. Казалось, что это лёгкая сфера, что еда – это праздник, это легко, и что сразу, когда мы начнём работать, у нас начнутся достаточно хорошие обороты, к нам пойдут гости. Мы были молодые, наивные, может быть, кстати, молодость нам и помогла, потому что мы не испугались. «Сейчас попробуем, у нас всё получится! Мы разбираемся в ресторанной сфере!». Мы очень любили и любим до сих пор с моим партнёром ходить в рестораны, пробовать что-то новое везде за границей, и в Японии, естественно, были. Нам это было близко. Я считаю, что бурное развитие компании началось года три-четыре назад. До этого, 10 лет назад, мы с партнёром открыли один сушии-гастроном, который существовал пять лет, и достаточно долго шло развитие, потому что я бывший стоматолог, а мой партнёр тоже из другой сферы. Для нас это было как институт. Как в институте пять лет учатся, так и мы пять лет учились на одном филиале, а потом стали развиваться и развитие у нас пошло достаточно быстро.
О секрете успеха
Главный секрет успеха, я считаю, в двух составляющих — вкусные разнообразные блюда и очень жёсткий контроль качества всех филиалов. Во-первых – это продукт, во-вторых — это сервис. Мы очень любим наших клиентов, для нас клиент всегда прав. С этой идеологией мы шли на протяжении 10 лет. Этому мы учим наших сотрудников, потому что любить клиентов умеют не все, нужно это донести, и чтобы все это приняли, тогда и продукт получается вкусный, и клиент это чувствует, всегда чувствует отношение. В доставке это показать намного сложнее, чем в ресторане, потому что клиенты не видят сотрудников, над этим мы много работали, и это у нас в голове было всегда.
О разнообразии в меню
В отличие от многих доставок, мы возим только японскую кухню, делаем блюда только японской кухни, но при этом у нас в меню их более двухсот. Это большой, достаточно разнообразный выбор, но он узкоспециализированный. Есть обычные классические роллы, есть авторские роллы, есть премиальная линейка, мы в этом году запустили, и есть линейка по типу фаст-фуда. Мы запустили линейку японского фаст-фуда, у нас есть спринг-ролл, есть японские пельмешки, бургер, кстати, есть японский, такого ещё ни у кого нет. У нас очень крутой бренд-шеф, он придумывает разные соусы, разные сочетания, то есть мы всё время идём немножко опережая тренды. Самое вкусное блюдо — это онигири, моё любимое. Мы одни из первых в Петербурге начали делать и возить на доставку онигири. Сейчас они у всех появляются, но такого разнообразия, как у нас, нет. У нас есть и быстрый перекус, и красивый ужин, и обеды, и что-то дорогое — большой выбор.
Об ожиданиях бизнеса в 2023 году
Компания начала новый год не совсем с теми показателями, с которыми ожидалось. Мы в прошлом году планировали открыть больше филиалов и уже в принципе закрыть весь Петербург. То есть у нас их должно было быть 30. Но в силу сложившихся обстоятельств у нас получилось меньше. Мы открыли этот год с 21 филиалом. Двадцать филиалов работают на доставку, из них у нас два суши-бара, которые работают и как ресторан, и как доставка, и одна фабрика-кухня — это централизованное производство, где мы производим все ингредиенты, чтобы соблюдать все стандарты, секреты нашей компании, и уже развозим по филиалам. Это всё равно неплохой показатель, несмотря на то, что немножко меньше, чем ожидаемый, но всё равно в прошлом году мы выросли на 57%. Я считаю, что это круто, наша команда отлично отработала, все очень старались, чтобы прийти к таким показателям.
О конкуренции на рынке
Конкуренция высока, но я не могу сказать, что очень высока. Потому что выбор не такой большой, как кажется. Почему-то кажется, что много, но ты начинаешь искать, выбирать, и если хочется чего-то интересного, то найти сложно. Ещё получается, что мы работаем по «Стратегии голубого океана». Только японские блюда. У нас сервис на уровне ресторана, в принципе, не во всех доставках такое есть. Мы стараемся не бороться с клиентами, а просто работать по своей стратегии. Продукт, отношение к клиентам, ресторанная подача, быстрая доставка — это тоже делается посредством большого количества филиалов. Всё это в сочетании даёт нам имущество.
О работе со стереотипами
Всё равно «Филадельфия» и «Калифорния» надоедают постоянным клиентам. У нас 85% постоянных клиентов, это тоже, кстати, хороший показатель, потому что мы работаем не за счёт новых, а стараемся первого клиента сделать постоянным. Многие остаются с нами, потому что вкус и сервис высокого уровня. Со временем, может быть, надоедает и «Калифорния», и «Филадельфия», поэтому пробуются новые роллы. Тем более, мы про них рассказы в тех же соцсетях, на сайте, мы даём рекомендации, что заказать, что с чем лучше пробовать. Операторы всегда могут подсказать интересное блюдо. Мы, кстати, добавили японский десерт Моти. Наши клиенты очень долго ждали, у бренд-шефа не получалось придумать рецепт, наверное, на это он потратил год и придумал. Конечно, люди пробуют, но «Филадельфия» всё равно остаётся на первом месте по продажам. Это всё равно любимый продукт и пока им не наедятся, его будут брать в первую очередь.
О росте цен в меню
Периодически мы повышаем цены, потому что у нас все продукты импортные, кроме лосося. Теперь лосось российский. А импортные продукты зависят от курса доллара, и мы тоже вынуждены повышать цены. Но мы стараемся это делать маленькими шагами, чтобы для клиентов это не было чувствительно, болезненно. Они даже могут не заметить, потому что 10-30 рублей в сумме всего заказа — это небольшая разница. Порции тоже уменьшаем, но не из-за этого. Просто когда-то были на пике популярности огромные роллы, а мы идём по пути того, что еда должна быть не только «поесть и наесться», но должна быть эстетика. Когда к тебе приезжает огромный ролл, тут эстетики не будет, ты просто съел и наелся. Поэтому мы стали уменьшать, но именно рис в роллах. Мы оставляем начинку, уменьшаем рис, чтобы наши клиенты могли заказать несколько роллов и насладиться процессом, а не просто объесться.
Об экспансии
Мы давно хотим пойти в другой регион, но как-то откладывается. В этом году очень надеемся, что туда выйдем. Хочется, конечно же, в Москву, тем более там очень много наших клиентов, которые когда-то уехали из Петербурга, или просто кто-то приезжает в Петербург и пробует. У меня лично есть друзья, которые говорят: «Вера, пожалуйста, откройтесь в Москве, у нас здесь нет вкусных суши». Поэтому, конечно, Москва нам очень интересна. Москва много сил займёт, мы понимаем, что она сложнее, чем Петербург и, конечно же, туда хочется вкладывать много сил и там развиваться. Для нас это интересный рынок. За этот год мы хотим открыть в Петербурге ещё несколько филиалов. Два филиала сейчас строятся. Строится новый суши-бар, он уже в процессе, то есть они скоро откроются. Суши-бар у нас будет на севере города, оффлайн. Это наш третий суши-бар. Они строятся всегда дольше. Открытие будет где-то в конце марта. И будет два новых филиала по доставке, опять же, чтобы увеличивать скорость. И ещё, наверное, филиалов пять мы хотим открыть в Санкт-Петербурге. Тогда город у нас будет полностью закрыт. Даже немножко захватим пригород.